Косовский вопрос в исторической ретроспективе

Сегодня спецпосланник ООН по вопросу о будущем статусе края Косово Марти Ахтисаари должен представить проект урегулирования косовской проблемы в Белграде и Приштине

Сегодня спецпосланник ООН по вопросу о будущем статусе края Косово Марти Ахтисаари должен представить проект урегулирования косовской проблемы в Белграде и Приштине.

Пару дней назад командующий войсками Североатлантического альянса в Косове генерал-лейтенант Роланд Катхер заявил, что НАТО готовится к худшему сценарию развития ситуации в Косове и ожидает волну насилия в этом анклаве Сербии при предстоящем решении судьбы автономного края. Некоторые аналитики считают, что в случае решения отделить Косово албанцы в приграничных областях могут возобновить вооруженную борьбу и потребовать присоединения к Косову. 

Косовская проблема имеет достаточно долгую предысторию, на которой в силу ее значимости в том числе и для будущего единой Европы (куда стремится сегодняшняя Сербия) стоит остановиться подробнее. Косово и Метохия (древняя  Сербия) – колыбель сербской государственности и духовности. В конце XII — начале XIII веков подавляющее большинство населения края составляли православные сербы. Албанцев, в основном католиков, занимавшихся кочевым скотоводством, было всего около 2 %. 

Ситуация с населением Косова существенно не изменилась и во время турецкого нашествия 80—90-х годов XIV века. Этнические отношения оставались прежними, а характер области не вызывал сомнений. В XV и в ХVI веках Косово продолжало оставаться чисто сербской землей. Именно этот край стал центром освободительного движения сербов против турецкого ига, которое возглавила православная церковь. 

В начале XVIII века на южнославянские земли начинают  массово проникать албанцы. Ими турецкое правительство заселяет земли православных сербов. Основной причиной проникновения стала исламизация албанцев. Только в XVI веке было исламизировано почти 50 % от общего населения Албании. Миграция вместе с исламизацией и турецкой политикой способствовала истреблению славянского населения и колонизации албанцами опустевших земель Косова и Метохии, а также Македонии. Именно албанские переселенцы-мусульмане стали движущей силой турецких репрессий. Здесь царил неслыханный террор с четким планом истребления и изгнания сербов. Имеется ряд документов,  подтверждающих в том числе и развязанный в 50—60-е годы XIX века против сербского народа геноцид. 

В ХХ веке ситуация для сербского населения Косова вновь стала ухудшаться. Воспользовавшись тем, что в апреле 1941 года в Югославию с четырех сторон света вторглись гитлеровские орды и их союзники, власти соседней Албании, находившейся под протекторатом фашистской Италии, начали переселение на территорию Косова албанцев. Результатом стало изгнание к концу 1944 года из оккупированного края порядка 100 тысяч сербов, из которых погиб каждый десятый. 

Но и после войны жизнь сербов в Косове была крайне осложнена политикой протекционизма, которую оказывал всевозможным нацменьшинствам, в том числе и албанцам, хорват Тито. Очень пекшийся о «дружбе народов» режим издал в 1945 году закон, согласно которому сербам запрещалось возвращаться в родные косовские деревни, чтобы не «вызывать межнациональной вражды в федерации». Как результат, появившиеся в чужом доме как «квартиранты», албанцы сначала потребовали себе таких же прав, как у жильцов (уже в 1981 году «дружба народов», навязанная извне и «сверху», вылилась в антисербский мятеж), после чего потребовали, чтобы их считали хозяевами этого дома. 

Пока же в свете происходящего вокруг Косова остается надеяться, что и Европейский союз, и мировое сообщество в лице ООН сумеют найти компромиссное и справедливое решение для адекватного автономного статуса края в составе сербского государства. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter