Валентин Авилов собрал больше 5 тысяч тематических значков и медалей о космосе

Космос как предчувствие

Он видел старт Гагарина и участвовал в запуске легендарного «Бурана» – и уже одно это сделало его воспоминания увесистыми
Он видел старт Гагарина и участвовал в запуске легендарного «Бурана» – и уже одно это сделало его воспоминания увесистыми. А, вообще, их много. Ведь тридцать лет прослужил на космодроме Байконур. Знакомьтесь: заслуженный испытатель космической техники Валентин Авилов. И, кстати, правду говорят, что космос просто так не отпускает: сейчас полковник в отставке – «космический» коллекционер. Собрал больше 5 тысяч тематических значков и медалей. Есть еще эксклюзивные фотографии именитых космонавтов и фрагмент обугленной обшивки «Бурана».


Редкий кадр на фоне только что приземлившегося «Бурана»


Полковник скромничает. Показал мне все коллекционные медали, но о своих собственных умолчал. А, как оказалось, у него весь китель в наградах и знаках отличия. И главные среди них – медаль «Заслуженный испытатель Байконура» и почетный знак «Заслуженный испытатель космической техники». Такой вот венец тридцатилетней службы. А как все начиналось?

А начиналось с Камышинского артиллерийско-технического училища. Оттуда в апреле 1961-го курсанта Авилова отправили стажироваться на Байконур. Представьте, каково это – неоперившемуся курсанту увидеть самую современную тогда технику. А каково стать свидетелем эпохального события – первого полета человека в космос.

0_Космос как предчуствие_2 500.jpg
Валентин АВИЛОВ (справа) с космонавтом Владимиром КОВАЛЕНКОМ (слева)

Лучшую стажировку и придумать трудно. Повезло курсанту. Ну а кульминация везения – когда выпускника училища Авилова распределили на Байконур служить. Начинал с оператора пульта подготовки и пуска межконтинентальных ракет шахтного базирования. Всего участвовал в запуске более 30 таких баллистических аппаратов.

«Конечно, лучше всего запомнился один показательный старт, – улыбается, вспоминая, полковник. – На так называемый ракетный спектакль приехали Леонид Брежнев и Шарль де Голль. Мы подготовили две ракеты – основную и запасную. Я следил за пультом старта запасной. Ждем команды Брежнева запускать. Вдруг почти в последний момент первая ракета выходит из строя. Следовательно, я – основной номер. Жду. И тут уже у меня на пульте начинает мигать «Контроль давления»: то есть, если не стартовать сию же минуту, потом ракета может не взлететь. А команды все нет... Была не была: ведущий испытания решает запускать, не дожидаясь команды. Я нажимаю кнопку, и ракета начинает выходить из шахты… И вдруг – звучит приказ Брежнева! Выглядело это ну очень эффектно: Леонид Ильич говорит: «Пуск!» – и тотчас же ракета вылетает из шахты. Де Голль от изумления аж воскликнул: «Колоссально!» Ведь обычно для старта нужно не меньше 30 секунд».


Юрий ГАГАРИН на тренировке. Фото для служебного пользования.

А после произошел знаменитый диалог. Французский президент спросил у Брежнева: «И много у вас таких ракет?» На что получил ответ: «Хватит, чтобы накрыть все страны НАТО». Вернувшись во Францию, де Голль убрал штаб-квартиру НАТО из Парижа.

Участвовал Авилов и в «лунной программе»: испытывал ракету-носитель Н-1. Готовились к высадке человека на Луну. Но, как известно, все четыре запуска были неудачными, и проект со временем закрыли.

«А мы летим орбитами, пyтями неизбитыми, прошив метеоритами простор…» Пусть и не летал орбитами Валентин Иванович, но был прямо причастен к веховым событиям космонавтики. Готовил, например, первый старт мощной ракеты «Энергия». А впоследствии – посадочный комплекс прославленного орбитального корабля «Буран». 205 минут полета «Бурана» стали тогда оглушительной сенсацией. И главное – посадка. Впервые в мире советский челнок приземлился в автоматическом режиме. Американские челноки этому так и не научились: садились только в ручном.

Увы, триумфальный полет был единственным. В 1991 году проект «Энергия – Буран» заморозили.

У Валентина Ивановича есть фотография: он – на фоне красавца «Бурана», приземлившегося всего час назад. А на обороте снимка написано: «Авилову. В память об успешном запуске первого в мире автоматического орбитального беспилотного корабля. Коллектив конструкторов». Это единственное фото, которое разрешили ему сделать за всю службу в космической гавани.

Зато буквально фотографически отпечатались в памяти испытателя встречи с космонавтами Петром Климуком, Валентиной Терешковой, Валерием Быковским, Владимиром Коваленком, Алексеем Леоновым...

– Вот, кстати, этот значок «От покорителей космоса» мне подарил Леонов. А еще Алексей Архипович дал моему сыну пионерский галстук с автографом. Но сыну он не достался: пошел в мою коллекцию, – усмехается полковник.

У него вообще много редких экспонатов, а некоторые и вовсе – единичные экземпляры. «Вот юбилейные медали имени Гагарина. В Федерации космонавтики СССР работал мой приятель, он и раздобыл их для меня. А вот эти медали, «50 лет ВЛКСМ» и «35 лет Байконуру», побывали в космосе. Это мои личные награды», – показывает Валентин Иванович.

Есть такая фраза: «Космос ближе, чем нам кажется». Не уверена, что понимаю истинный ее смысл, но одно мне понятно точно: Авилову космос и вправду бесконечно близок. 

Snatw3@tut.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter