Сегодня в НХМ открывается выставка народного художника Беларуси Александра Кищенко

Космос Александра Кищенко

Сегодня в Национальном художественном музее откроется выставка известного белорусского художника Александра Кищенко «Космический пилигрим». На ней будет представлено более пятидесяти живописных произведений мастера. Некоторые работы, хранящиеся в коллекции семьи художника, зрители увидят впервые.

1975 год. Художник Александр Кищенко. 
Фото Евгения Коктыша.

В особой презентации народный художник Беларуси Александр Кищенко не нуждается.

Внешне он был очень похож на великого мексиканского художника Диего Риверу, когда-то я уже делился этим наблюдением. Да и своей неуемной жаждой жизни и творчества они почти братья. Невысокий, крепко сбитый, черноволосый и круглолицый белорусский художник работал так интенсивно, что за три десятилетия активного творчества смог сделать невероятно много во всех областях изобразительного искусства.
Во многом благодаря бурному темпераменту Александра Кищенко белорусская живопись стала ярче и насыщеннее.
С его монументальными работами знакомы все минчане и гости нашего города. Знаменитые мозаики на торцах домов напротив библиотеки встречают каждого, кто въезжает в Минск с востока. Даже если бы художник сделал только четыре этих мозаичных панно, то этого бы с лихвой хватило для того, чтобы его имя произносилось с пиететом. Но кроме знаменитых пафосных и торжественных мозаик в разных частях города, по эскизам и картонам художника создан самый большой гобелен. Он выткан вручную на борисовском комбинате прикладного искусства (кстати, сегодня он носит имя Александра Кищенко). Вес гобелена, отражающего все знаковые события ХХ века, — без малого 300 килограммов, размер его — 19 на 14 метров, что можно сравнить с высотой шестиэтажного дома. С момента своего создания (1994 год) он экспонировался лишь шесть раз. Естественно, чтобы показывать столь масштабное произведение, нужен специальный павильон. Если бы подобный был сооружен, то это могло бы стать одной из фишек, привлекающих в Минск любителей изобразительного искусства. Ведь это он, «Гобелен века», знаменит и внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в мире.

«Разлив».

Александр Кищенко был и остается, да простят меня прочие, самым знаменитым и значимым художником-монументалистом Беларуси. Приехав в Минск в 1963 году по приглашению Гавриила Ващенко преподавать на отделении декоративно-прикладного искусства нынешней академии, он сразу начал активно работать и выставляться. Его роль в нашем изобразительном искусстве можно сравнить с ролью Владимира Мулявина в музыке. Они оба, приехав в Беларусь из России, приняли ее, полюбили и заставили говорить о нашем искусстве с восхищением.

Под влиянием Александра Кищенко формировалось не только монументальное искусство. Он как человек наделенный колоссальной энергией влиял и на остальные жанры. Не было ни одной большой выставки, на которой бы Кищенко не показывал свою станковую живопись: тематические полотна, портреты, натюрморты, пейзажи.
Выставка «Космический пилигрим» — яркое подтверждение того тезиса, что если художник талантлив, то он талантлив во всем.
Проходишь рядом с картинами и словно попадаешь в прошлое, в те годы, когда белорусское искусство находилось на невероятном подъеме, когда в нем работала плеяда блестящих мастеров. Это относится к литературе, театру, кино и живописи.

«Девушка с цветами».
Кажется, все это было написано несколько десятилетий назад, но большинство работ выглядит так ярко, что кажется, будто они созданы совсем недавно, буквально накануне. Настоящее — всегда современно.

У меня есть две любимые работы Александра Кищенко. Небольшой холст, написанный в 1966 году, с которого, собственно, и начинается неповторимый и настоящий художник. Это «Цирковой мальчик», сдержанный по живописи. В нем уже просматривается то, каким станет художник через несколько лет, в каком направлении пойдут его пластические поиски. Невероятно выразительная работа, напоминающая великих художников начала прошлого века, тех, кто совершил революцию в живописи.

Второе полотно — «Портрет матери». Простой и незамысловатый сюжет, который каждый много раз видел. Пожилая женщина чистит картошку. Она изображена лицом к зрителю. Золотое лицо, такие же золотые руки, нож, картофелина и тонкая, в спираль закручивающаяся золотая кожура... Что может быть проще этого будничного занятия? Но образ получился возвышенным и величественным, а само действие — чудесным, почти космическим. Глядишь и понимаешь: многое уже изменилось, будет меняться, но это останется надолго, скорее всего, навсегда. Так как остались в истории искусства образы жней с серпами, хлебопашцев с плугами, кружевниц и вышивальщиц, пекарей с хлебом...

Космос белорусского художника Александра Кищенко будет открываться нам новыми и неповторимыми образами. И выставка живописи «Космический пилигрим» — подтверждение этому.

Хочется поблагодарить наш музей и куратора выставки Наталью Селицкую за такой подарок всем, кто любит живопись.

«Натюрморт с грушами».

stepan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter