«Космический проект на земле» – со смещением в пользу землян

ЕГО СТРОИТЕЛЬСТВО планировалось начать только в 2013 году. Но жизнь вносит свои коррективы. Столичный мегаполис буквально задыхается от автотранспорта, а существующая кольцевая практически вошла в черту города. Новостройки уже уверенно перешагнули МКАД, и грузовые фуры едут фактически по жилым микрорайонам. Плотный поток в 80—90 тысяч машин в сутки создает сложности и для основного «потребителя» дороги — транспорта, следующего транзитом. Учитывая все это, ждать еще три года столица не могла. Отправной точкой создания нового кольца можно считать октябрь 2010 года, когда Президент Беларуси подписал Указ «О некоторых вопросах строительства второй кольцевой автомобильной дороги вокруг города Минска».

Пойдут ли под снос целые деревни для обеспечения строительства второго автотранспортного кольца вокруг Минска?

ЕГО СТРОИТЕЛЬСТВО планировалось начать только в 2013 году. Но жизнь вносит свои коррективы. Столичный мегаполис буквально задыхается от автотранспорта, а существующая кольцевая практически вошла в черту города. Новостройки уже уверенно перешагнули МКАД, и грузовые фуры едут фактически по жилым микрорайонам. Плотный поток в 80—90 тысяч машин в сутки создает сложности и для основного «потребителя» дороги — транспорта, следующего транзитом. Учитывая все это, ждать еще три года столица не могла. Отправной точкой создания нового кольца можно считать октябрь 2010 года, когда Президент Беларуси подписал Указ «О некоторых вопросах строительства второй кольцевой автомобильной дороги вокруг города Минска».

С картой в руках

Схема направления второй кольцевой уже согласована с Миноблисполкомом и Мингорисполкомом, неоднократно обсуждалась на Президиуме Совета Министров. Однако некоторые нюансы все еще прорабатываются. Дачники и жители деревень, рядом с которыми, возможно, пройдет трасса, тем временем волнуются: не придется ли расстаться с обжитым местом в пользу магистрали?

Конечно, любое крупное строительство приносит определенные неудобства, а иногда даже заставляет менять привычный жизненный уклад. Но, честно признаюсь, тщательное знакомство с проектом, беседы со специалистами и местными жителями, поездки по некоторым участкам новой дороги сняли многие вопросы.

Первый этап строительства планируется начать от трассы М-3 Минск — Витебск южнее Острошицкого Городка. Именно здесь будет символический нулевой километр с последующим продолжением магистрали до деревни Петришки. Затем участок дороги должен выйти на трассу М-6/Е28 Минск — Гродно в километре восточнее Ракова. Вторая кольцевая проляжет через Минский и Воложинский районы вблизи границ 16 населенных пунктов и 11 садоводческих товариществ, приблизительно в 5 километрах от промзоны Заславля — в ближайшем будущем города-спутника Минска.

С южной стороны проектируемая трасса минует населенные пункты Вишневка и Соломоречье, пройдет неподалеку от деревни Вышково. Согласно проекту, предварительно предусматривается 11 транспортных развязок. На пересечении с местными дорогами Боровцы — Дофаренция, Нелидовичи — Косынь, Новинка — Селище, Лошаны — Горошки, Новое Поле — Раков намечено также строительство 5 «глухих» путепроводов, что обеспечит связи разобщенных территорий и исключит неоправданные пробеги местного транспорта.

Полос будет четыре — по две в каждом направлении. На ближайшие 20 лет, как считают специалисты, этого достаточно. Затем возможно расширение до шести полос. Расчетная скорость — 120 километров в час, поэтому безопасности особое внимание. Асфальтобетоном будут укреплены даже обочины, предусмотрена и разделительная полоса шириной 5,5 метра между встречными направлениями. В перспективе планируется и электроосвещение.

На пересечении с железной дорогой Минск — Молодечно предусмотрен путепровод длиной 117 метров. На переходах через реки Веснянка, Вяча, Чернявка будут возведены мосты, через реку Свислочь — мост-путепровод длиной 175 метров. В общем-то, планы грандиозные.

Дублер первой кольцевой — это, по сути, спасение от транзита грузовиков и фур через столицу, есть еще и экологический аспект. По предварительным расчетам, для реализации проекта, который называют «космическим на земле», потребуется около 900 миллиардов рублей.

Тень на плетень

Вся территория, прилегающая к Минску, плотно застроена, поэтому найти свободный коридор шириной 200 метров довольно проблематично. Самая главная трудность — обеспечить нормативные параметры по плавности, ровности проектной линии и учесть интересы всех сельских жителей и членов садоводческих товариществ. Проект постоянно уточнялся, корректировался. Можно сказать, что МКАД-2 проектировщики прошли своими ногами.

Кстати, изначально дорога имела более округлые очертания — для удобства пользователей это более предпочтительно. Но для удобства местного населения пришлось пойти на некоторое относительное ухудшение плановых моментов. Правда, до сих пор ходят упорные слухи, что под снос пойдут целые деревни, в их числе Лошаны и Новашино под Заславлем. В беседе с корреспондентом «БН» председатель Лошанского сельсовета Минского района Эдуард Рецкий их развеял.

— Да, действительно из-за слухов ко мне уже обращались люди. По первому, черновому, варианту, который сейчас уже неактуален, в нашем сельсовете под снос подпадало около 20 участков. Но сегодня речь идет уже о проекте, когда дорога остается в стороне от этих населенных пунктов. Там уже ведутся земляные работы, и в этом может убедиться каждый желающий, — говорит Эдуард Георгиевич. — Вообще, не понимаю, кому нужны такие домыслы, которые время от времени появляются и в Интернете. Не надо наводить тень на плетень. Пусть каждый занимается своим делом, а дорожники — настоящие профессионалы и пошли людям навстречу.

Внесены и другие уточнения и корректировки планов. Когда возник вопрос о прохождении дороги по территории товарищества «Химик-88», у деревни Новашино, проектировщики сместили трассу на 2 километра севернее. Были учтены также все мнения жителей деревень Анусино, Пильница, Дофаренция, представителей садовых товариществ «Рябиновка», «Чистые пруды». Там, где трасса проходит в менее ста метрах от жилого массива, предусмотрены специальные звукоизоляционные экраны, которые уже доказали свою эффективность в районе Ждановичей.

— По каким-то огородам, крышам или сараям проектировщики не идут. Изыскиваются доступные направления, чтобы не приходилось сносить дома в деревнях и дачных кооперативах, — рассказали корреспонденту «БН» в Департаменте «Белавтодор» Минтранса республики. Проходило и общественное обсуждение проекта, участвовать в нем могли и организации, и частные лица, заинтересованные в строительстве. Проектная группа рассматривает все дельные предложения и замечания.

— Для прокладки второй Минской кольцевой автодороги выбран оптимальный маршрут, — уверена руководитель коллектива проектировщиков Тамара Бутримович. — Было несколько вариантов прохождения трассы, свои предложения вносили дорожные службы и УП «БелНИИПградостроительства». В основном задействован Минский район, учтены мнения сельских жителей, чтобы вторая кольцевая — дорога с непрерывным движением — не стала препятствием для перекрестных направлений, не влияла на нормальное функционирование местных дорог. Предусмотрено около 30 развязок, пересечений разных уровней. Они предназначены не только для отвода транспорта из Минска, но и для удобного движения внутри района в обход столицы. Тот вариант, который проработан, отвечает интересам и Минской области, и республики. Проектировщики постарались максимально учесть интересы жителей. Дачникам и сельским жителям волноваться не стоит — никто не будет обижен.

Столицу окольцуют к 2017 году

Сроки строительства новой трассы уже обозначены. Первая часть МКАД-2 появится в течение ближайших трех лет, к началу чемпионата мира по хоккею. Этот участок дороги станет своеобразным мостиком, соединяющим два шоссе: Минск — Витебск и Минск — Гродно. Строить с нуля не придется: специалисты расширят и отремонтируют уже имеющиеся дороги и соединят небольшие участки в один. Если все пойдет по плану, то в 2014 году дорожники приступят к строительству второй части кольцевой: трассу протянут на 41 километр от автодороги Минск — Гродно до магистрали Брест — Минск. Здесь появятся новые развязки, путепроводы, пешеходные тоннели. Расположение на карте нового участка дороги чем-то напомнит букву С.

Между тем нагрузка на существующие дороги год от года лишь возрастает. Транспортных средств в Беларуси уже более 3 миллионов, к 2015-му, по прогнозам, цифра достигнет 4 миллионов. Плюс возрастающие транзитные потоки, а это в основном тяжелый и крупногабаритный транспорт. Если сборы на платном участке трассы М1 в прошлом году составили 160 миллиардов рублей, то в первой половине этого — 110 миллиардов!

Принципиальная позиция «Белавтодора» на ближайшие годы — строить минимум новых, но расширять старые магистрали, прежде всего обеспечив связь столицы с областными центрами дорогами первой категории. Тут ведь всплывает еще и самый наболевший вопрос — дороги в Беларуси не ремонтируются, как это положено по нормативным документам. Из 15 тысяч километров республиканских дорог около 10 тысяч не видели капитального ремонта более 20 лет, особенно в сельской местности. На этом фоне претензии Госконтроля к дорожным службам об эффективном использовании бюджетных средств выглядят вполне обоснованными. Ведь чем дольше дорога остается бесхозной, тем больше средств придется потратить на ее восстановление.

Ну а обогнуть Минск по второй кольцевой можно будет уже через 6 лет. Ее протяженность составит 154 километра. Для сравнения: сейчас асфальтобетонный периметр вокруг столицы — 56 километров. Дорожники обещают, что покрытие новой МКАД будет идеальным, а цена максимально снижена. В этом году планируется освоить 80 миллиардов рублей.

Строительство новой дороги исключительное благо и с точки зрения предпринимательства. Правда, это вопрос не одного дня. А на такой оживленной трассе, которой обещает быть МКАД-2, найдется немало желающих построить кафе, гостиницы и другие объекты придорожного сервиса. Римляне справедливо считали хорошие дороги одним из самых важных условий цивилизованной жизни. Туда, где есть современная трасса, приходит и жизнь. Например, новые рабочие места для людей на тех же автозаправках, в кафе, магазинах. Комфортные остановочные пункты, увеличение автобусных маршрутов. Да мало ли что еще! Таким образом, в ответ скептикам скажем, что новая дорога поможет во многом решить не только транспортные, но и социальные проблемы.

Современная транспортная артерия и Минск разгрузит, и свяжет столицу с городами-спутниками — Заславлем и Смолевичами. Но самое главное, она даст возможность создать дополнительную инфраструктуру на трассах, увеличить транзитные грузовые потоки. Таким образом, мы нарастим пропускную способность белорусских дорог и предоставим новые возможности для перевозчиков из разных стран.

Кстати, строительство не только этой, но и других дорог предполагает минимальное финансирование из госбюджета. «Белавтодор» рассчитывает привлечь заемные средства — это кредиты банков Беларуси, Всемирного банка, а также ресурсы китайских банков. О дальнейшем финансировании дорожников говорилось и на недавнем заседании Президиума Совета Министров республики.

Александр ШЕВКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter