Космический фалерист

Космонавтика - не самая популярная тема у коллекционеров значков, или фалеристов. Поэтому среди немногих собирателей медалей и нагрудных знаков звездной тематики Валентин Авилов выделяется сразу.
Космонавтика - не самая популярная тема у коллекционеров значков, или фалеристов. Поэтому среди немногих собирателей медалей и нагрудных знаков звездной тематики Валентин Авилов выделяется сразу. Во-первых, потому, что его коллекция - самая крупная в стране, во-вторых, он сам прослужил на Байконуре 30 лет.

- Именно благодаря службе на космодроме у меня появились самые ценные экспонаты моей коллекции - медали федерации космонавтики, - говорит Валентин Иванович. - Это медали Циолковского, Королева, Гагарина... Большинство из них были вручены лично мне.

Как Авилов де Голля испугал

В 1962 году Валентин Авилов окончил Камышинское артиллерийско-техническое училище и сразу был направлен на Байконур. Начинал с оператора пульта подготовки и пуска ракеты шахтного варианта.

- Больше всего запомнился день, когда на показательном старте ракеты присутствовали Шарль де Голль с Никитой Хрущевым. Мы, как обычно, для такого случая подготовили две ракеты - основную и запасную. Ждем в состоянии пятиминутной готовности - мой друг наблюдает за пультом старта основной ракеты, я слежу за запасной. Внезапно, практически в последний момент, первая ракета выходит из строя. Я становлюсь основным номером и жду приказа, который должен вот-вот озвучить сам Никита Сергеевич. Томительно проходит время, а приказа все нет. И тут у меня загорается красный транспарант "Контроль давления" - если не стартовать сейчас, моя ракета тоже может не взлететь! А приказа о старте все нет... В конце концов ведущий решает провести пуск самовольно. Я нажимаю кнопку, ракета начинает выходить из шахты, и в это время звучит команда Хрущева: "Пуск!"

Как рассказывали очевидцы, выглядело это потрясающе: Хрущев говорит "Пуск!" - и буквально через долю секунды ракета вылетает из шахты. Кстати, обычно для старта требуется около полминуты. В общем, это выглядело настолько эффектно, что де Голль не выдержал и по-русски сказал: "Колоссально!" А после произошел знаменитый диалог. Де Голль спрашивает у Никиты Сергеевича: "И много у вас таких ракет?" Хрущев отвечает: "Хватит, чтобы накрыть все страны НАТО". После этого по возвращении во Францию де Голль убрал штаб-квартиру НАТО из Парижа.

В 1968 году Авилова перевели на "лунную программу", но после четырех неудачных запусков ракеты Н-1 она была закрыта. За какой-то период после этого пришлось сменить несколько мест службы. Доходило до абсурда - во время старта "Союза" - "Аполлона" работал даже директором ресторана. Дело в том, что на командном пункте, что располагался в двух километрах от стартовой площадки, находилось много иностранных гостей, их надо было соответственно обслужить, вот и пришлось переодеваться в гражданскую форму и переквалифицироваться в работника общепита. Заканчивал службу в 1989 году начальником штаба посадочного комплекса "Энергия" - "Буран". А после еще три года работал на Байконуре на "гражданке". За четверть века, проведенных на главном космодроме СССР, у Валентина Авилова есть только одна фотография. Он в форме стоит на фоне космического челнока "Буран", который приземлился час назад. Для того чтобы этот снимок сделать, пришлось получать разрешение у "особого" отдела.

- Коллекционировать я начал в 1975 году, - вспоминает Валентин Иванович. - Тогда как раз прошел запуск "Союза" - "Аполлона", было выпущено множество значков, посвященных этому событию. Я несколько купил и решил их собирать. Некоторые экспонаты ценны не своей редкостью, а обстоятельствами, в которых они мне достались. К примеру, этот значок "От покорителей космоса" мне подарил Алексей Леонов. А еще Алексей Архипович подарил моему сыну пионерский галстук со своим автографом. Но, сказать по правде, сыну этот галстук не достался, зато я сохранил его до сегодняшнего дня. Не менее ценный экспонат - значок "50 лет ВЛКСМ", который побывал в космосе.

Почему русские "много курят"

После службы на Байконуре Авилов стал перед выбором: остаться, переехать с семьей жить на Украину или в Белоруссию. Выбрал Минск. В то время была большая напряженка с работой, поэтому пошел в охрану, сменил несколько предприятий и, конечно, продолжал собирать значки.

- Однажды я выставлял свою коллекцию на празднике, посвященном 50-летию Победы, - вспоминает Валентин Авилов. - Подходит ко мне высокий, говорящий по-английски мужчина с молодой девушкой, переводчицей. Долго рассматривает разложенное на столах, после начинает говорить. Девушка переводит: "Моего спутника заинтересовали ваши значки. Он - американский астронавт Волт Тример". Я, не долго думая, вынимаю из кармана удостоверение ветерана космодрома Байконур и протягиваю ему. Американец долго рассматривает удостоверение, потом задумчиво говорит: "Мы вас так боялись..."

Разговорились. Я рассказал, как мы проводили испытания "Бурана". Американец вспомнил, что они очень удивились, когда так и не увидели со своих спутников, как космический челнок был доставлен к стартовой площадке. Я рассказал, как было дело. Мы, конечно, знали, когда американские спутники будут пролетать над нашей территорией. Как только они вступали в зону, из которой можно было увидеть движущийся к стартовой площадке "Буран", специальный отряд при помощи шашек устраивал непроницаемую дымовую завесу. Американец смеется и говорит: "А наши космонавты, "висящие" на орбите, в шутку тогда говорили, что русские так курят, что ничего из-за дыма не видно"...

В конце концов устроился на работу ведущим инженером в лабораторию оптических проблем информатики Института физики, она как раз переезжала тогда на новое место. К открытию здания решил сделать небольшую выставку - развесил на двух стенах планшетки со значками. Директор института Андрей Гончаренко предложил выделить отдельную комнату и сделать небольшой музей.

От Дезика до "Бурана"

Каждый апрель Валентин Иванович объявляет месяцем космонавтики и принимает в своем музее школьников. Экскурсионная программа по одному залу длится около трех часов! Авилову действительно есть что рассказать и показать. Всего в его коллекции около двух с половиной тысяч "космических" значков и медалей. Помимо этого, в музее лежат настоящий шлемофон, штурвал с посадочного корабля, на котором приземлились Климук и Лебедев, фрагмент обугленной обшивки "Бурана"...

- Первое путешествие вокруг света совершила команда в составе 197 человек, из них мы с вами знаем только Магеллана, - говорит Валентин Иванович. - Не хочется, чтобы то же самое повторилось и с героями освоения космоса. Все знают Гагарина, Леонова... Чаще всего на этом познания исчерпываются. Ну, может быть, на слуху у людей собачьи клички Белка, Стрелка и Лайка. А вот, к примеру, вы знаете, что первыми в космосе побывали не они, а собаки по кличке Цыган и Дезик? Дезик погиб при следующем запуске, а простую дворнягу Цыгана, одного из первых землян, поднявшихся на высоту 100 километров (считается, что это уже космос), забрал к себе один из академиков, работавших на Байконуре. Рассказывают, когда к этому ученому в его квартиру в Москве приходили "непосвященные" гости и удивлялись, зачем академику дворняга, тот только загадочно улыбался. Мол, если бы вы только знали, где эта дворняжка побывала, вы бы не задавали таких глупых вопросов. А всего в космос было запущено 48 собак, из них 20 погибли.

Не так давно ко мне пришла экскурсия школьников, средний возраст - 9 - 10 лет. Я спросил ребят, что они знают о Юрии Алексеевиче Гагарине. Руку поднял один парнишка и заявил: "Гагарин - первый русский, полетевший в космос после американцев..." Я был в трансе. Решил, что, пока сил хватит, буду стараться заниматься просветительской деятельностью.



Справка "СБ"

Фалеристика - наука, посвященная изучению значков и наград. Фалерой называлась нагрудная бляха римского легионера, которой награждали за доблесть.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter