О фильме "Человек на Луне" Дэмьена Шазелла

Космические саги

Постоянное соперничество в космосе между русскими и американцами, похоже, перешло и на кинотерриторию. Не успели выйти на экраны «Гравитация» и «Марсианин», как блокбастерный ответ со стороны России не заставил себя долго ждать: «Салют–7» и «Время первых». И все–таки космос по–русски ближе, теплее, как теплее деревянный домик по сравнению с мраморным дворцом. Этот космос резонирует в душе чем–то знакомым из мудрых сказок с развилками дорог, с испытаниями для добрых молодцев, с бесконечным преодолением препятствий, с таким же бесконечным мужеством, самопожертвованием, преданностью и полной победой. Сквозь мифозавесу всегда проступает то, что классики называли «вечно бабьим», «женственностью души».



Новый американский «Человек на Луне» тоже о времени первых, о тех, чей «маленький шаг на Луне» стал «большим скачком для человечества». Оскароносный Дэмьен Шазелл («Одержимость», «Ла–ла Лэнд») создал безупречно технический фильм, где налицо брендовые приемы массового голливудского продукта: впечатляющий визуал, ритм, монтаж, музыкальный драматизм космической симфонии (тоже оскароносный композитор Джастин Гурвиц), эффектные панорамы, ни на секунду не отпускающие сверхкрупные планы (и еще один оскароносец — оператор Линус Сандгрен). В меру напряженный, в меру сентиментальный, политкорректный, претендующий на абсолютную документальность фильм, по сути, обернулся традиционным байопиком легендарного американского астронавта Нила Армстронга, командира исторического «Аполлона–11», лунного первопроходца и национального героя США. В исполнении Райана Гослинга это сдержанный, во всех смыслах положительный герой, у которого на все хватает такта и хладнокровного спокойствия. Честно говоря, крупные планы актера однообразны, несмотря на различные драматические коллизии. У Гослинга, щедро выплеснувшего эмоции в «Ла–ла Лэнд», здесь почти всегда одинаково невозмутимое выражение лица: и в день похорон двухлетней дочери, и в день высадки на лунную поверхность. Его подчеркнутая бесстрастность вызывает столь же холодную ответную реакцию.

Дэмьен Шазелл создавал фильм как будто не о реальном человеке, а об идеальной копии. Но что точно хотел показать режиссер: полет, как и подготовка к нему, — это все невероятно тяжело как физически, так и морально. Специально созданный эффект зрительского присутствия заставляет нас почувствовать клаустрофобию от плотно закрытых, тесных кабин, тошнотворное головокружение от перегрузок в барокамерах, пережить страх от дребезжания и грохота металла, когда можно ждать все, что угодно, — от заклинивания до вспыхивания. Дрожащая кинокамера, специально подчеркивающая невыносимость космического бытия, постоянно усиливает остроту переживаемых моментов. По сути, получился добротный производственный фильм о том, что такое космос как напряженный, технологически оснащенный труд, где есть свои беспросветные будни и радостные мгновения праздников.

Зрители на этот раз тоже получили то, что можно скромно назвать «радости скупую телеграмму». А вот от мельесовского «Полета на Луну» радости все–таки было больше. Не говоря уж об остроумном российском мокьюментари «Первые на Луне».


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter