Календарь и традиции

Коси, коса, пока роса

Лето набирает силу, радует теплом и одновременно требует огромного труда на сельскохозяйственных угодьях. На заливных лугах уже поднялась и вошла в силу сочная трава. Июнь — классическое время начала сенокосов. Но эту идиллическую картину могут сильно подпортить, а точнее — подмочить, ливни и грозы, так уж получается: «Дождж iдзе не тады, калi просяць, а тады, калi косяць».



Косьба — традиционно мужское занятие. Женское дело — собрать косцу с собой на покос «i хлеб, i да хлеба». У косарей, как и при всякой другой работе, были свои секреты и обереги. Например, косу требовалось хранить по–особому, следить, чтобы через нее не переступила женщина, иначе как бы не одолели проблемы. Придя на первый покос, надо сорвать пучок травы и сильно прижать его к косе — чтобы отвести дожди. На поле косу нельзя бросать плашмя на землю, ее нужно втыкать: лежачую косу может затупить черт, который прячется в высокой траве, кустах и высматривает, как бы учинить какую–нибудь неприятность. Дома косу нельзя класть на стол, иначе трава на луге будет низкорослая и несочная.

На территории Беларуси сложился целый цикл «касарскiх», или «касецкiх» песен. Часто они имели развернутый сюжет, поэтому их относили к балладам. Кстати, три яркие звезды из пояса Ориона у многих славянских народов, в том числе и у белорусов, получили названия Косари, Косарь, Косы, Косцы и так далее. Звездочки эти выстроились в одну цепочку, напоминая косцов на лугу, стоящих по три в шеренге.

На будущей неделе, на 50–й день после Пасхи, отмечается красивый летний праздник — Троица. А накануне, 18 июня, в календаре отмечена поминальная Троицкая родительская суббота. За время после Радоницы на погостах уже успела подрасти трава, и ее нужно убрать, но вот кустик земляники не срывали: верили — это знак «оттуда». По обычаю из веток березы или клена делали веники, которыми подметали могильные холмики, что рассматривалось как своеобразная форма просьбы о помощи–поддержке своего рода ушедшими предками.

К Троице ветками березы и клена, травами и цветами украшали храмы, дома, ворота перед домом и даже хозяйственные постройки. Живое деревце, в некоторых местах все в разноцветных лентах, вносили в селение как символ торжества «зелянiны». Троица, пожалуй, единственный день, когда собирали и ставили букеты полевых цветов — обычно их срывали крайне редко: считалось, все, что зеленеет и цветет, должно оставаться и расти на своем месте. Пол в помещениях усыпали нарезанным ароматным аиром.

Если день стоял теплый — а, как правило, это было так, — девушки шли в березовую рощу и там проводили обряд «завивания венков» — сплетали верхушки невысоких березок, что означало своеобразное единение с деревцем–тотемом, стремление получить от природы живительные силы. А ровно через неделю отправлялись проведать такой венок. Листва, сохранившаяся в хорошем состоянии, считалась добрым знаком. Затем деревца развивали, чтобы они не обиделись и росли спокойно дальше.

Все троицкие народные обычаи говорят о том, что праздник ассоциируется с женским началом, девушкам, женщинам отводилась в нем главная роль. Поэтому не только девицам–невестам, но и маленьким девочкам к Троице непременно справлялась обновка — новое платьице, которое затем все лето приносило своей хозяйке много радости. А надевалось впервые оно именно в день Святой Троицы.

Советская Белоруссия № 109 (24991). Пятница, 10 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter