Профессиональные юристы открыли в Москве кошачье кафе

Кошкин дом

Если вы кот, то быстро попасть в котокафе не получится — нужно сделать прививки, пройти обследования у ветеринара, какое‑то время пожить на передержке.

Чтобы открыть котокафе, Илье вместе с женой пришлось взять кредит в два миллиона рублей.
Людям проще: достаточно позвонить в дверь, снять в тамбуре верхнюю одежду, надеть одноразовые бахилы и тапочки (это такая же необходимая санитарная мера, как и обработка рук дезинфектором), получить бейдж — и добро пожаловать в гости к котикам. Главные на этих ста с лишним квадратных метрах — именно они. Хотят — выходят в один из залов пообщаться с гостями, для них тут специальные фонтанчики с едой, ковры, подушки и пуфики, телевизор с птичками, «кототрасса» — высокие полки по периметру стен. Надоедает человеческое общество — через специальный люк уходят к себе в «котейную».

Не про бизнес

«Случалось, что только что попавшие к нам коты сидели там несколько дней. Потом выходили. Там же, в «котейной», они ночуют», — рассказывает совладелец самого большого котокафе в Москве Илья Смирнов.

Котокафе на Старой Басманной Илья и Александра (оба — профессиональные юристы) открыли в конце 2016 года. Каждому пришлось взять по кредиту, в общей сложности на старт проекта ушло около двух миллионов рублей. Илья объясняет: их проект скорее социальный, и история, хоть и задумывалась как семейный бизнес, получилась больше не про бизнес, а про желание помогать и спасать. Первых обитателей котокафе, замерзающих, собирали на дачах. «Я к тому моменту уже более 20 лет возился с кошками: подбирал, спасал, лечил, пристраивал. И жена такая же: мы нашли друг друга. Это не бизнес‑тематика и даже не низкомаржинальный проект, а убыточный. Выходим сейчас в ноль — и хорошо», — признается Илья, добавляя, что больше всего денег тратится на лечение: если в некоторых котокафе животными занимаются кураторы, и им же, например, возвращают заболевшее животное, то они все делают сами.

Котов и кошек — а их тут постоянно живет около 40 — супруги подбирают на улицах, выхаживают. Так ласково мурчащий серый Костик, быстро пригревшийся у меня на коленях, попал под машину и прошел через несколько операций на челюсти, глаз ему спасти не удалось. «Только на его операции мы потратили около ста тысяч рублей, пришлось даже объявлять сбор средств в соцсетях», — рассказывает Илья.

Печенье — для гостей

Как и все антикафе, котокафе относятся к учреждениям клубного типа, оплата здесь повременная: первый час — 400 рублей, второй и третий — по 250, далее бесплатно. Соки, чай, кофе, печенье — бесплатно в неограниченном количестве, также всегда можно, например, заказать доставку пиццы. Впрочем, большинство посетителей сюда приходит не за едой с напитками, а ради котиков. Кто‑то приводит детей поиграть с животными или устраивает семейные праздники, кто‑то заходит пофотографироваться, попадаются сообразительные молодые люди, которые приглашают сюда на свидание девушек. Илья признается, что есть несколько постоянных посетителей, с которых они уже не берут деньги: как‑то неудобно, да и потом главное — атмосфера.

В выходные в котокафе часто проходят лекции, мастер‑классы, музыкальные вечера. Гостей просят соблюдать три правила: не брать кошек на руки против их воли, не кормить человеческой едой и фотографировать без вспышки, чтобы не пугать.

Кормление животных — строго по расписанию, дважды в день, некоторых держат на специальной диете. Впрочем, шустряки норовят утащить у зазевавшихся гостей кусок той же пиццы, так что всех предупреждают: будьте бдительны.

У каждого обитателя этого дома — свой характер, своя история. Совушка, ловко забирающаяся на плечи Ильи, оказывается, к старости ослепла. У белоснежной Сметанки умер хозяин, и она оказалась в подъезде, а Белочку, которую называют талисманом кафе, подобрали со сломанной челюстью — ту пришлось собирать буквально по кусочкам.

У каждого обитателя этого дома — свой характер, своя история. 

В ожидании чуда

Любого котика можно «усыновить»: за три с небольшим года удалось пристроить почти 200 котов и кошек, их фото и краткие истории можно найти на сайте. Будущие «усыновители» заполняют подробную анкету, потом Илья и Александра общаются с ними лично, следят они и за судьбой каждого из пристроенных животных. Среди обязательных требований — наличие защитных сеток на окнах и запрет на самовыгул, также в договоре есть обязательный пункт, что если новый дом по какой‑то причине не подойдет питомцу (например, у кого‑то из владельцев возникнет аллергия — такое случается), то он должен вернуться обратно в котокафе.

Раз в две недели всех котиков осматривает ветеринар, также с ним по несколько раз в день по интернету или телефону консультируются работницы котокафе (а так получается, что это в основном девушки — посменно сейчас работают восемь человек), которые почти все сами или учатся, или оту­чились на ветеринаров. По словам Ильи, каким бы тяжелым ни было прошлое у животного, социализировать со временем удается любого кота или кошку — это вопрос только времени и терпения, бывает, нужно просто ждать, бывает, приходится лечить животное, у которого умер прежний хозяин, от депрессии.

КСТАТИ

Первое кафе с кошками открылось в 1998 году на Тайване, но особенно популярными подобные заведения стали в начале 2000‑х в Японии, где завести собственного кота очень сложно, да еще и дорого из‑за высоких налогов.

В Россию котокафе пришли в 2011 году — первое открылось в Санкт‑Петербурге.

Ирина Петрова.

petrovai@yandex.ru

Фото Романа Щербенкова.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter