Откуда в Западной Двине появились десятипудовые якоря?

«Кошки» прячутся в воде

Откуда в Западной Двине появились десятипудовые якоря, которые чуть ли не каждый день достают из воды энтузиасты из Бешенковичей
Откуда в Западной Двине появились десятипудовые якоря, которые чуть ли не каждый день достают из воды энтузиасты из Бешенковичей 

КУЗНЕЦ из райцентра Андрей ТРУБЕЦКИЙ натягивает гидрокостюм, задерживает дыхание и ныряет в реку. Если через несколько минут из-под воды выпрыгивает яркий буек на веревке — «рыбалка» удалась. Остается только раскопать и вытащить на берег тяжеленный кованый якорь… Такого рода поиски принесли в коллекцию местного энтузиаста за три года более двадцати «стоп-анкеров» разных времен. 



Андрей ТРУБЕЦКИЙ рядом с памятником в городском парке

Подстреленный «гость из прошлого»

Во дворе у Андрея Викторовича целая коллекция необычных якорей. Самый заметный из них – пятилапый, почти двухметровый, изготовленный методом ковки. Но он в фаворитах хозяина не числится. А вот корабельный, адмиралтейского стандарта 1852 года, с двумя лапами, напротив – самый любимый раритет. Из любопытства пробую сдвинуть его с места – не поддается.

— Весит 120 килограммов, надорветесь! — предупреждает кузнец. – Ему точно не меньше 150 лет. Эту штуковину мы с напарником вытащили в позапрошлом году недалеко от понтонного моста. Похожая на «адмиралтейцев» оснастка, к слову сказать, известна еще с античных времен. 

Экскурсия тем временем продолжается. Вижу четырехлапый кованый якорь-«кошку». Хозяин находки вспоминает случай: «Три года назад с берега Двины увидел, как мой товарищ, заядлый подводный охотник, плывет на лодке, а у него на борту такой красавец. До этого не погружался в реку с целью исследовать дно. Но как только узнал, что найденный соратником клад находился всего на полуметровой глубине возле берега, решился на авантюру».

Понадобилось ровно две недели, чтобы разыскать первую находку – якорь с длинным тяжелым веретеном и четырьмя загнутыми лапами. Такие раньше применялись на кораблях, следовавших по пути «из варяг в греки». Похожие якоря рыбаки до сих пор используют на лодках. Но этот особенный: на стволе отчетливая отметина от пули…

Среди всего прочего замечаю предмет, напоминающий огромную изогнутую иглу хирурга. Что это?

— Береговой гак из стали, — объясняет Андрей Трубецкий. — Использовался для швартовки к берегу небольших судов. Рядом на стене висит старинный корабельный блок, который применяли как для подъема на борт грузов, так и парусов по мачте. Когда увлекся поиском якорей, много любопытного узнал…

Парк вместо ярмарки

Откуда же в Двине взялось столько интересного? В районном краеведческом музее рассказали, что возле бешенковичской переправы через реку с древних времен на корабельной пристани в XVI—XVII веках пришвартовывались торговые шхуны со всего света, следовавшие  по варяжскому пути. «Заморскія гандляры» предлагали товары на знаменитой Бешенковичской ярмарке, которая длилась, как правило, от трех до четырех недель с конца июля. В 1837 году сюда съехалось более десяти тысяч человек. 

Сегодня на месте сделок купли-продажи — старый парк с памятником. Видел его, когда шел от автобусной станции. Монумент состоит из двух гранитных блоков, на одном из которых прикреплен старинный 170-килограммовый якорь с таинственной маркировкой вверху. Опытный кузнец поясняет: собрали методом кузнечно-горновой сварки то ли в Риге, то ли в Санкт-Петербурге. Работали в этих городах знатные кузнецы, которые и могли его сделать. 

— Доставали полдня, — вспоминает Андрей Викторович. – Сначала из песка торчал только острый кусок металла. Обратили внимание, что он немного заржавел. Часть, находившаяся в песке, сохранилась лучше. 

«Крюк» как раз со времен проведения известной торговли. Такие орудия могли весить раньше и по 270 пудов (четыре с половиной тонны). На фоне здоровяков найденный – совсем карлик. Но веревка все равно порвалась, видимо, не выдержав напора воды и массы груженой торговой баржи. 

Таинственное «ДЗ»

В коллекции Трубецкого полным-полно всего того, что некогда попадало в реку: и оплетенный берестой горшок, и три немецких топора со времен Великой Отечественной, и весовые гири четырехвековой давности, и подсвечники в металлической оправе…

— Это керосиновые фонари, до конца 1970-х годов их можно было видеть на речных бакенах (плавучий знак, устанавливаемый на якоре для обозначения опасностей на пути следования судов). Речники вели свой транспорт, обходя эти маяки. Вечером керосинку зажигали, а утром тушили, — растолковывает мне энтузиаст. 

Есть в закромах у историка-любителя несколько безменов векового возраста, двадцатка старинных печных дверок с изображениями и клеймами изготовителей. На одной из них отлиты две буквы «ДЗ». Что значит?

— Демидовский завод на Урале. Сначала там отливали из чугуна плиты для церковных и заводских полов, решетки, а затем с 1813 года в ассортименте появились первые печные дверцы. Кстати, на двери, которая есть у меня в коллекции, литейщики изобразили самих себя за работой. 

Спас соломорезку и молотилку

Коллекционер признается: какие-то экспонаты ему подарила Двина, но многие вещи он откопал на «чермете», куда взамен таскал свой металл, не имеющий никакой исторической значимости. Среди таких находок — раритетная английская соломорезка. Несмотря на более чем столетний возраст, еще работает. На металлолом чуть не отправилась и старая немецкая молотилка. В свое время один такой агрегат мог обслужить целую деревню, а это 20 семей! Житель райцентра, к счастью, успел забрать механизмы к себе. 

Пополняют коллекцию и знакомые. Три недели назад, к примеру, подарили 150-летнюю кованую острогу, которую в окрестностях деревни Бочейково откопали школьники. Такими рыболовными орудиями били крупную рыбу ночью при свете факелов. Для экспозиции – это уникальное приобретение. Самые древние же экспонаты — каменные топоры и тесла позднего неолита, случайно найденные на полях. Многие предметы из частной коллекции Андрея Викторовича сегодня представлены в районном краеведческом музее на выставке «Инструмент от неолита до современности». 

Трубецкий собирается открыть три туристических маршрута: 

— Один будет проходить по берегу Двины. Второй думаю посвятить дореволюционной истории Бешенковичей, туристов ждет интереснейшая экскурсия по городскому поселку. А третий маршрут расскажет о сражениях и героизме воинов Красной Армии во время Великой Отечественной войны. 

Кузнец и сам готов стать экскурсоводом, ведь информации по истории поселка у него накопилось предостаточно. В планах – и собственный музей, экспонатов для которого уже набралось больше тысячи… 

Игорь МАТЕЛЕНОК, «СГ»

matelenok_2011@mail.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter