Том и Джерри — герои, которые не оставят равнодушными

Кошки‑мышки. Для детей и взрослых

Куда уходит детство и где его искать? А может, есть способ вернуться? Вопросы наивными могут показаться лишь на первый взгляд. Иногда стоит включить знакомый мультфильм, услышать полюбившуюся мелодию — и волей‑неволей окажешься в детстве. Вместе с сыном или внуком будешь заразительно смеяться, забывая о багаже прожитых лет.
   
Юбилей детства 

Бывают годы, когда юбилеи следуют один за другим. Пропустили один — встретите другой. Герои популярного мультфильма «Том и Джерри» в марте отметили 80 лет со дня появления на экранах, а на этой неделе, 14 июля, отмечалось 110‑летие со дня рождения одного из их создателей — Уильяма Ханны.

Казалось бы, на фоне популярности диснеевского Микки‑Мауса, с которым американцы пережили даже Великую депрессию, пытаться удивить зрителя новой мышью — пустая затея. Так рассуждал и функционер кинокомпании MGM Фред Куимби, когда два молодых, но уже достаточно опытных аниматора Уильям Ханна и Джозеф Барбера в 1940 году делали фильм «Кот получает пинка». Скептические настроения развеялись после успеха у зрителей, номинации на «Оскар» и письма одного важного дистрибьютора с просьбой «больше прекрасных и восхитительных мультфильмов на тему «кошки‑мышки». После этого сомнения окончательно отпали, а серый домашний рисованный кот хоть и получил пинка, зато начал восхитительную мульткарьеру.

Уильям Ханна и Джозеф Барбера.

Творческий тандем Ханна — Барбера сложился в конце тридцатых годов. В студии MGM их рабочие столы оказались напротив. Коллеги быстро нашли общий язык и прекрасно дополняли друг друга. Барбера обладал неуемной фантазией, он был художником, сценаристом, придумывал истории, рисовал персонажей и выписывал движения. Ханна был режиссером, он отвечал за компоновку, монтаж, кроме того, в некоторых сериях его голос — это голос мышонка. У одного была картинка, движение, другой задавал ритм. Ханна утверждал, что сам‑то он посредственный художник, а вот «Барбера мог поймать настроение в быстром наброске лучше, чем кто‑либо, кого я знал».

Еще одним важным участником команды был композитор Скотт Брэдли. Герои практически не разговаривают, стало быть, передать всю звуковую эмоциональность приключений нужно было через музыку. В анимации Брэдли был настоящим виртуозом. Он начинал еще на студии Диснея, а потом двадцать лет работал на MGM. Его ранний стиль включал фрагменты популярных и традиционных мелодий, словно наигранных тапером на немом киносеансе. Однако к середине 1940‑х композиции и аранжировки становились более оригинальными и сложными. В результате один из коллег‑концертмейстеров даже в шутку жаловался: «Скотт пишет самую просто‑просто‑просто трудную скрипичную музыку в Голливуде… Он сломает мне пальцы!»

Классический вариант «Тома и Джерри» включает в себя 114 серий, выпущенных с 1940 по 1957 год. За этот период мульт­фильмы собрали 7 оскаровских статуэток, еще 6 раз остались просто номинантами. По заслугам неугомонные проказники потеснили с трона самого Уолта Диснея.

Современным зрителям, возможно, будет невдомек, что «Том и Джерри» делались с расчетом на аудиторию далеко не детскую. Скупой на лирику, зато гениальный по своей простоте экшен — фарш сюрреализма и анимации — был одним из средств разогрева зрителя перед основным фильмом. Какое было время! Вероятно, многие и сегодня согласились бы посмотреть веселый мультик вместо навязчивых трейлеров, оглушающих зал в начале сеанса. Эпоха телевидения коренным образом изменила отношение к мультфильмам. Короткометражки перестали быть уделом большого экрана. А их создатели, все более ориентируясь на детей, начали работать с оглядкой на родителей и законы педагогики.

Хочешь жить — умей вертеться

С приключениями Тома и Джерри мы впервые познакомились лишь в семидесятые годы, когда Центральное телевидение показало несколько серий. В ­СССР к тому времени был уже свой вариант подобных рисованных историй — «Ну, погоди!». Но настоящая популярность у нас пришла к Тому и Джерри лишь во время горбачевской перестройки. Доступный видеомагнитофон «Акай», пиратские кассеты с записанными сериями открывали просто сказочный мультмир. Большой дом. Всегда полный холодильник. Как этого не хватало нам всем… Неугомонные персонажи как‑то очень органично вписались в бурную действительность 1980—1990‑х. Популярный девиз «Хочешь жить — умей вертеться» сквозил в каждой серии. Том и Джерри не разбрасывались словами, зато без устали гоняли друг друга, были предприимчивы и дерзки. Маленький мышонок раз за разом доказывал, что, даже если ростом не вышел, все равно способен постоять за себя. С другой стороны, кот представлял просто классический вариант лузера: все, что ни сделает, — к худшему…


«Том и Джерри» — мульт­фильмы контроверсийные, не раз вызывавшие множество закадровых споров. Детский восторг тех, кто видит в них просто развлечение, сталкивается с бурным негодованием радетелей нравов. Первые специально включают эти мультфильмы, чтобы на время спокойно заняться домашними делами, пока ребенок поглощен догонялками Тома и Джерри. Вторые жестко критикуют некоторые серии за насилие, жестокость и полное несоответствие житейской логике. Ну разве может мышь спастись от удара кочергой или железным мусорным совком? При этом еще оставить свой профиль с дразняще высунутым языком… А многочисленные злоключения Тома? Ему сколько достается от Джерри, от хозяйки, от бульдога Спайки и даже от дворовых котов. Изобретательность сценаристов зашкаливает. Фантазия бьет ключом. По голове. Гаечным. Сковородкой. Наковальней. Все подручное в доме способно упасть и разбиться. Возбужденный просмотром ребенок может учудить с домашним питомцем такое…

Самому довелось столкнуться с ярким примером влияния мультфильма. Пятилетний сынишка, насмотревшись на безбашенные действия Тома, ножницами перерезал кабель магнитофона. С обрубком электрической вилки в руке он стоял, самодовольно хихикая и радостно сверкая глазами, подобно мультяшному коту. Однако минутная глупость спустя мгновения дала и твердое понимание, что кино не жизнь. Провод не склеишь. Вещь не исправишь. Любимых детских песенок, которым подпевал, уже не услышишь. Житейская наука была что надо, комментариев не требовала.

Родительский гнев, преследующий сериал, вполне понятен. Его главный посыл: насколько педагогично выставлять мучения и пытки напоказ ради забавы? Но все мы люди. В древности не зря устраивали пышные публичные казни. Сейчас, в наш глубоко цивилизованный век, можно печься о моральных канонах, но стоит проехать на машине рядом с автомобильной аварией, невольно притормозишь рассмотреть, что там и как. Первобытный животный интерес в человеке не убить. Реально ли тогда оградить от него детей? И насколько вообще целесообразно запрещать или редактировать старый мультфильм в угоду красоте современного этикета?

Клише времени

Еще в семидесятые для американского телевидения сделали корректировки некоторых моментов, затрагивающих расовые предрассудки и сцены насилия. Стали после этого мультфильмы популярнее или полезнее? Миролюбию кота Леопольда они точно не учили. Новые серии, выпускавшиеся для ТВ, выглядели скорее как пародия на самих себя. Они и близко не достигли уровня золотых выпусков сороковых‑пятидесятых. Зато последние и сегодня, повеселив несколько поколений зрителей, смотрятся весьма бодро, не уступая современным работам компьютерных мультипликаторов. Именно поэтому не списаны в утиль и вызывают столько споров.

Тем временем, купируя старые сюжеты, ломая давние стереотипы, мы невольно отдаляем себя от понимания эпохи, в которой создавались мультфильмы. Активная политкорректность не поможет объяснить восприятие мира людей, живших в совершенно иной социальной атмосфере. Их поступки и ценности невозможно отделить от расовых или сословных клише времени. А вот современные строгость и принципиальность в этических вопросах порой на корню уничтожают задор, свойственный детской непосредственности. Малыши не думают так глубоко, а просто переживают веселые минуты с любимыми героями, забывая за новыми забавами весь негатив, который надолго оседает в памяти взрослых.

«Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит», — писал Сент‑Экзюпери в «Маленьком принце». Наблюдая нынешние бесконечные педагогические старания, иногда просто хочется вернуться в детство. Выключить в себе взрослого. Присесть у экрана рядом с сыном‑дочкой. Посмеяться от души. Рассказать на примерах, что такое хорошо и что такое плохо. Ведь при всех взаимных зловредностях Том и Джерри умеют дружить и в трудные минуты всегда приходят друг другу на помощь.

Флинтстоуны и Скуби‑Ду

Рассказывая о творчестве дуэта Ханна — Барбера, стоит упомянуть и о других их культовых персонажах. На созданной ими совместной студии, например, родились Флинтстоуны — веселая семейка родом из каменного века — и говорящий дог по имени Скуби‑Ду, который вместе с друзьями расследует загадочные, почти паранормальные истории.

Всего с 1940 года по настоящее время вышли 164 короткометражные серии, 14 полнометражных мультфильмов и 5 мини‑сериалов с участием Тома и Джерри. В октябре 2018 года было объявлено о разработке нового фильма. Его релиз готовится к выходу в 2021 году. Стало быть, «Том и Джерри» можно считать самым долгоиграющим мультипликационным проектом, существующим уже более 80 лет!
ИМЕНА

В пилотной серии 1940 года герои носили совсем другие имена: кота звали Джаспер, а мышонка — Джинкс. Том и Джерри появились со второго фильма. Для раскрутки проекта требовались более звучные имена.

Имя Том всплыло как бы само собой — это одна из нарицательных кошачьих кличек в США (вроде нашего Мурзика). Официальный термин, которым за океаном называется кот‑самец, — tomcat.

У мышей нарицательных имен негусто. Конкурс, объявленный внутри студии, выиграл аниматор Джон Карр. Его вариант — Джерри — получил почти единогласное одобрение. Как оказалось, кличка уходит корнями в XIX век! В 1828 году вышла книга писателя Пирса Игана «Жизнь в Лондоне, или Дни и ночи Джерри Хоторна и его элегантного друга Коринтиана Тома». Издание представляло собой сборник коротких очерков, посвященных приключениям английской золотой молодежи. С тех пор словосочетание «Джерри и Том» в англоязычной среде стало обозначать буйных юнцов, постоянно мешающих окружающим своими разнузданными проделками. «Том и Джерри», выходит, просто калька с имен пары вымышленных британских аристократов!
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter