Кошелек найти проще, чем бюро находок

Может ли найденная вещь кражей обернуться?
Украшения и документы то и дело забывают в транспорте, оставляют на кассах магазинов. Как поступить с находкой? Присвоение преследуется по закону. Возврат непосредственно владельцу может обернуться скандалом. Популярные еще двадцать лет назад бюро находок практически канули в Лету. Что делать?

Потерянные документы — удача для вымогателя

27-летний минчанин Игорь садился в машину и не заметил, как из кармана выпали документы — страховка на автомобиль, права, в общем, весь “автопакет”. Пропажу обнаружил через несколько часов. Разумеется, стресс, мысли о предстоящей потере времени, сил, нервов и денег. Как все восстановить? А чуть позже — взлет на крыльях надежды: в социальной сети на него вышли мать с дочерью. Они нашли документы, готовы отдать, спрашивали номер телефона. Игорь его с готовностью сообщил и стал ждать звонка, свято уверовав, что мир не без добрых людей.

С ним связались быстро, вот только разговор был сродни ледяному душу: за возврат бумаг запросили вознаграждение. Ситуация банальная, счастливый человек, обретя потерянную вещь, и сам готов отблагодарить за помощь. Но озвученная сумма в 500 долларов просто выбила из колеи.

— Я вспомнил, как недавно друг нашел паспорт, вернул, а в качестве благодарности получил 20 долларов, — говорит Игорь. — Предложил примерно такую же сумму дамам, а в ответ услышал только смех.

Все призывы к человечности, попытки образумить их ни к чему не привели: “Если не готовы платить, мы ваши документы выбросим там же, где и подобрали!”

— Что самое комичное, восстановление всех документов мне обошлось бы в 100—150 у.е. Вновь позвонил, предложил уже “сотку”. Больше у меня не было, нужно было как-то до зарплаты доживать.

Благодетельниц это не впечатлило. Игорь пригрозил заявлением в милицию, а в ответ услышал: “Не звоните нам больше”.

Всему есть предел. Заявление в РУВД было написано. Вычислить фамилии и адрес проживания фигуранток по номеру мобильного телефона было делом техники.

— Милиционеры сходили к ним домой. Женщины признались, что нашли документы, но выбросили в мусорный ящик на улице. Разумеется, ничего у них дома отыскать не удалось, — Игорь уже полностью смирился с утерей и жалел, что не договорился о встрече с женщинами. Туда обязательно пришел бы с милицией, и их взяли бы, что называется, с поличным.

Так уж сложилось, что и один из авторов этого материала попал в похожую ситуацию. На обочине дороги потерял портмоне с деньгами, паспортом, военным билетом, правами, банковскими карточками. Когда опомнился и вернулся на место, там ничего уже не было. Через 3 дня позвонили, сказали, что готовы все вернуть. То, что в портмоне не оказалось денег, это еще полбеды. Неприятный осадок, скорее, оставило другое: на предложение отблагодарить купюрой в 50 евро женщина состроила недовольную гримасу. Дескать, маловато. Хотя по закону нашедший документы должен в обязательном порядке отнести их в ближайшее отделение милиции без всякого вознаграждения. В противном случае это может расцениваться как присвоение чужого имущества или даже кража. За что предусмотрено до трех лет тюрьмы.

Минувшим летом покупательница в минском магазине нашла кошелек с крупной сумой денег и документами. Этот момент отчетливо зафиксировала камера видеонаблюдения. А дальше следы дамочки теряются. Теперь же внезапно обогатившуюся разыскивает милиция, ей грозит уголовная ответственность. Практически идентичный случай уже в Могилеве: мужчина не только подобрал портмоне, но и расплатился за свои покупки его содержимым. Он также объявлен в розыск.


Жительница Гродно подняла на улице мобильный телефон и решила оставить его себе. Владелец написал заявление в милицию, и в итоге было заведено уголовное дело по статье “Кража”.

Поиск в виртуальном пространстве дает реальный результат

Обмен информацией “нашел” или “потерял” доступен широкому кругу пользователей популярных сайтов. Валерий Дубровский, директор предприятия, создавшего сеть таких региональных порталов, рассказывает, как все начиналось:

— Идея возникла, как говорится, по факту: ее подала одна из наших сотрудниц, потерявшая ценную для нее вещь. Наше “бюро находок”, где за объявления не платят, быстро приобрело большую популярность.

На самом деле только за один день на 30 объявлений “потерявших” гродненцев откликнулось 8 “нашедших” банковские карты, зачетки и кошельки. Этот интернет-проект работает уже в 14 городах страны. Впрочем, здесь только сводят вместе обе стороны. Договариваются о вознаграждении они тет-а-тет. Однако на этой стадии можно попасть и в сети мошенников. А чтобы этого не произошло, не стоит перечислять (через СМС, звонком на специальный номер, банковским переводом, платежом за сотовый) деньги, пока лично не убедитесь, что вещь ваша и ее готовы вам вернуть. Если незнакомцы неохотно идут на контакт, назначают посредников, то, скорее всего, это аферисты.

Интернет-площадки имеют и другие минусы. Сайты, собирающие такие объявления, могут быть не очень посещаемыми, да и количественно их становится с каждым годом все больше. А количество, увы, не всегда переходит в качество. И как предложение — почему бы не заменить тем же транспортным предприятиям бумажные журналы регистрации утерянных вещей на электронные? Поиск стал бы намного проще и эффективнее.

Что упало, то найти нелегко

Помимо виртуальных есть у нас и “реальные” площадки утерянного. Только функционируют они в большинстве случаев на голом энтузиазме, а значит, и эффективность их оставляет желать лучшего. Вот что рассказывает начальник отдела перевозок ОАО “Автобусный парк г. Гродно” Дмитрий Пацуй:

— Мы создали свое бюро находок, которое хоть и не каждый день пополняется, но все еще востребованно. Самая забывчивая категория — дети, которые иногда оставляют  в автобусах даже школьные  рюкзаки. Находятся документы, ключи, мобильные телефоны, а недавно, например, музыкант умудрился уйти без гитары. Чужое часто отдают водителю пассажиры. Он все аккуратно регистрирует в специальном журнале, который мы завели в автобусном парке.

Обычно люди обнаруживают пропажу в тот же день и незамедлительно звонят в диспетчерскую. Те вещи, за которыми не пришли сразу же, чаще всего  остаются невостребованными и с течением времени их приходится утилизировать. Люди не знают, куда звонить, к кому обращаться.

Дмитрий Пацуй на этот счет высказал свое мнение:

— Конечно, если бы стол находок существовал официально, то все знали бы, куда обращаться в случае потери.

На гродненском автовокзале и в междугородних автобусах вещи забывают гораздо реже, чем в городском транспорте. А вот на железнодорожном вокзале для них отвели стеллаж в камере хранения — сутки там стоят около 18 тысяч рублей. А если пропажа не востребованна, ее через месяц отправляют в Минск  на дорожный склад реализации.

Можно вернуться за забытыми вещами и в гостиницу. Администратор гродненского отеля “Неман” Дмитрий Симончик рассказал, что с возвратом проблем не возникает:

— Владелец может забрать свое в любое время. Платы за такую услугу отель не берет.

К слову, во многих заграничных гостиницах, в том числе российских,  забывчивому клиенту не обязательно повторно приезжать за своими вещами. Находки перешлют ему на указанный при заселении адрес. Но это, конечно, будет сделано не за счет заведения.

Круговорот забытых документов, денег, сумок происходит на рынках, в метро, аэропортах. И порой счастливчикам удается выловить из этого бесхозного потока свою потерю. Но куда бежать, к кому стучаться, когда не знаешь точно, где потерял? Да и когда знаешь, отыскать тот единственный телефончик, где помогут, не всегда просто. Порой конспирация достигает такого уровня, что спецслужбы позавидуют. И тебя могут футболить от одного телефонного номера к другому очень долго. Должно ли так быть?

Возьмешь чужое — потеряешь свое

Однозначного ответа на вопрос: “Что делать, если увидел на тротуаре чье-то богатство?” нет. В милиции предупреждают: будьте осторожны. Не исключено, что это просто ловушка, расставленная аферистами.

Справедливости ради стоит отметить: наш человек, насмотревшись телепередач и начитавшись материалов в прессе, ловко разгадывает многие приемы лохотронщиков и кидал. Но и те время от времени готовят неожиданные “премьеры”. Например, раньше на просторах бывшего СССР мошенники вдохновенно исполняли примитивную сценку. Прохожий поднимал кем-то оброненный кошелек. Тут же подходил случайный свидетель (подставное лицо) этого интригующего действа. Предлагал “взять все и поделить”. Парочка начинала подсчитывать купюры. Неожиданно появлялся “владелец” пропажи, обнаруживал недостачу и требовал у компании “вывернуть карманы”. В итоге у несчастного прохожего забирали едва ли не всю его наличность, да еще в милицию “сдать” грозились за якобы “присвоение чужого”. Что интересно, подобный метод околпачивания действует до сих пор, хотя он уже и не столь популярен.

Порой в криминальных сводках фигурируют и другие ситуации. В автобусах, троллейбусах, метро промышляют карманники. Они выуживают у пассажиров кошельки. Деньги забирают себе, а документы “сбрасывают” мелким подельникам, да и просто случайным знакомым: требуйте вознаграждение за возврат и поживитесь остатками! Директор фирмы 42-летний Алексей Полежаев вспоминает, как у него в переполненном троллейбусе ловко “увели лопатник” с деньгами, паспортом и водительскими правами.

— Через два дня позвонили на домашний телефон, попросили скромное вознаграждение. О моей наличности, разумеется, ни слова! Если бы просто потерял кошелек, что ж... А так украли, обчистили, а теперь нагло денег требуют! — Алексей давний случай до сих пор вспоминает эмоционально. — Позвонил в милицию, на встречу приехал с оперативником. Только ничего доказать мы не смогли: задержанные настаивали, что нашли мой паспорт возле кабака. Хотя я больше склоняюсь к мысли, что это были подельники ворюг...

Бюро без бюрократии

Депутат Палаты представителей Национального собрания Наталья Гуйвик говорит, что она сама ничего не находила и не теряла. Но случись такое, действовала бы так:

— Если бы нашла кошелек в Парламенте, дала бы объявление о находке. Если на улице, — попыталась бы связаться с владельцем (при наличии контактной информации). Но, знаете, люди бывают разные, могут и обвинить, например, в краже денег...

Наталья Васильевна всем советует: чтобы избежать конфликтов, лучшее решение — отдавать находки в райотделы милиции.

— Нам следовало бы создать единую сеть бюро находок, например, при ЖКХ или исполнительных комитетах. И сделать это на законодательном уровне — постановлением Совета Министров или приказом МВД. Сегодня далеко не все знают, как поступать с найденной вещью. Единицы обращаются в милицию, намного чаще несут домой и сами размещают объявления. А должно быть одно окно, куда каждый человек может обратиться, единый номер горячей линии, известный всем наравне с номерами “скорой” или МЧС.

К слову, соседняя Россия в этом направлении уже делает шаги: там полиция готовится принимать на хранение и возвращать рассеянным гражданам потерянные вещи и документы. Механизм этой необычной для полиции функции запускается приказом министра внутренних дел и призван дать второе дыхание так называемому институту бюро находок. Теперь потерявшему ценности и даже животных не придется метаться среди хаоса разрозненных организаций, а достаточно подать запрос в правоохранительные структуры или обратиться к любому полицейскому.

Причем это не нечто новое. 67-летний гомельчанин Виктор Петрушенко вспоминает, что во времена Советского Союза люди четко знали, как поступать при потере или находке имущества. Забыл вещи в автобусе — езжай в автопарк, там наверняка имеется свое бюро находок. Оставил кошелек в магазине — большая вероятность, что он ждет своего хозяина в администрации. Выпали документы из кармана на улице — бегом в ближайшее бюро находок, которых было много и все они функционировали в тесном сотрудничестве с милицией. Так почему бы не вернуться к хорошо забытому старому, но с учетом современных реалий?

Мнения

Михаил Прилуцкий, инспектор ДПС отдела ГАИ Столинского РОВД:

— Не так давно патрулировал улицы райцентра. На проезжей части обнаружил кошелек, в котором были банковские карточки и довольно большая сумма денег — примерно 900 тысяч рублей и 910 долларов. Сразу же отправился в дежурную часть РОВД, чтобы найти по базе владельца. В милицию к этому моменту поступило заявление от местного жителя об утере. Возвращаются ли поступки бумерангом? Не уверен. Но знаю по собственному опыту, когда что-то теряешь, всегда остается неприятный осадок. В данном случае человек лишился денег, причем немалых. Найти владельца утерянного было моим долгом.

Владимир Паращенко, кандидат юридических наук:

— Согласно ст. 228 Гражданского кодекса тот, кто нашел потерянную вещь, обязан найти ее владельца. Если такой возможности нет, необходимо обратиться в милицию или органы местного управления. Там она будет храниться до шести месяцев. Если за это время потеря никому не понадобится, то владельцем автоматически станет счастливчик, нашедший ее. В противном случае у настоящего владельца можно просить вознаграждение в размере до двадцати процентов стоимости потерянного предмета.

Оксана Нехайчик, депутат Палаты представителей:

— Делай добро, но не требуй благодарности. Полностью согласна с этим выражением и сама так поступаю. Уверена, что многие люди, возвращая потерянную вещь, тоже не надеются на вознаграждение. К слову, во многих странах за возвращение документов, денег и других вещей принято говорить лишь спасибо. Не более того. Такие поступки там воспринимаются как обязанность каждого гражданина.

Евгений Дудко, начальник пресс-службы УВД Гродненского облисполкома:

— 13-летняя гродненская гимназистка принесла портмоне с крупной суммой денег, банковскими и визитными карточками, которое нашла в местном парке. Девочка рассказала, что у нее не было даже мысли оставить находку себе, поскольку так ее воспитали в семье. Вскоре владелец был найден. Обращаясь в милицию, человек может обезопасить себя от мошенников и непредвиденных ситуаций. Кроме того, мы размещаем соответствующее объявление на нашем сайте. Этот способ тоже действенный.

Игорь Фурманов, доктор психологических наук:

— Поведение в ситуации “вернуть или не вернуть” не зависит от материального благосостояния человека. Богач может не отдать кошелек с мизерной суммой, бедняк — возвратить портмоне с тремя тысячами долларов. Большую роль, скорее, играет уважение к собственности другого человека. 

Святослав Филипчук, врач-реабилитолог:

— Соблазн присвоить шелестящие бумажки велик. Но не все так просто. Мне близка теория, что деньги — это своеобразный энергетический поток, который соответствует нашему заработку. При присвоении чужих денег возникает дисбаланс. Ведь для их получения вы абсолютно ничего не сделали. В итоге запускается закон равновесия. А значит, то, что взяли, в таком же количестве потом уйдет. Лучше найденные деньги отдать малоимущим, детям-сиротам, бездомным.

infong@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter