Взглянем на проблему глазами водителя маршрутки...
На страницах газет в последнее время очень часто поднимаются актуальные вопросы безопасности дорожного движения. Немало камней летит в огород наводнивших белорусские дороги маршрутных такси: гоняют, мол, на всех парах, билеты пассажирам не выдают, нарушают все мыслимые и немыслимые правила… Спорить не будем — есть такое. Давайте взглянем на проблему с другой стороны — глазами самих водителей маршруток. Думаю, каждому из нас небезынтересно узнать, в каком образе предстаем перед ними мы, пассажиры.
Конечная. Виктор внимательно осмотрел салон автомобиля: не забыл ли кто из пассажиров чего, не осталось ли мусора. На зимнем небо-
склоне сияло солнце – был полдень. А значит, на отдых времени уже почти не осталось.
— Рабочий день у меня в соответствии с законодательством с 7 до 15 часов. По правилам, должен быть еще и обед, — рассказывает Виктор. — А работать-то когда? Определенную сумму я должен отдать хозяину, часть выручки уходит на заправку, что осталось — мое. Хочется побольше себе заработать, поэтому и приходится нелегально кататься до 23 часов: вечером больше всего пассажиров.
Водитель бережно закрыл дверь «газели» и тронул с места.
— Вечером после такой работы все колотится. Но по-другому нельзя: ничего не заработаешь. Если бы все водители работали по восемь часов в сутки, то только десять процентов маршруток вышло бы в рейс, — вздыхает Виктор. – К тому же постоянные транспортные проверки, налоговая, сотрудники ГАИ... Маршрутку на дороге остановят, пассажиров высадят и давай машину проверять. А у меня-то время идет…
Машина затормозила, в салон вошли первые пассажиры. Мне ж оставалось только удивляться тому, как водитель маршрутного такси справляется со своими обязанностями: и ехать, и деньги считать, и сдачу давать, и чеки раздавать. Да еще и количество вошедших запоминать, чтобы не упустить выручку: пассажиры-то всякие бывают!
— Некоторые наловчились на маршрутках зарабатывать, — объясняет водитель, маневрируя на дороге, — пассажиры деньги передают, а они до меня не доходят. Один мужчина у меня как-то спрашивает: «А где моя сдача?» — «Какая сдача?» — «Да с 50 тысяч!» Представляете? А я эти деньги в глаза не видел! Вот и пришлось отдать пассажиру «сдачу», раздумывая, либо он сам решил таким образом заработать, либо кто-то в салоне нечестным оказался.
Бывают пассажиры, которые проезжают несколько остановок, а потом «вспоминают», что не в ту маршрутку сели и, не заплатив, выходят. Рассказал Виктор и о мужчине, который каждое утро ездил по данному маршруту и всегда в первом рейсе давал водителю 50 тысяч, мол, где хочешь бери сдачу, а вези. Или вообще денег за проезд не бери, раз сдачи нет.
— Мне просто надоело все это. Собрал я ему сдачу мелкими купюрами и огромную стопку мелочовки вручил. Не поверите, больше этот пассажир 50-тысячные банкноты не совал, – улыбается водитель.
Самые капризные пассажиры, по наблюдению водителя маршрутки, живут в центре Минска.
— Как-то стоял у остановки на проспекте Независимости, — говорит Виктор. — Заходит в машину женщина, тюкается головой о входную дверь и начинает кричать, что вы, мол, меня покалечили, да у меня же шишка будет. На что я отвечаю: «Не волнуйтесь, дамочка, за волосиками не видно...» Она переписала все мои данные и давай звонить в различные инстанции, жаловаться, что я хам. Бывает, пассажиры проедут свою остановку, а потом требуют отвезти обратно.
Среди «своих» тоже нелегко. Все другие маршрутчики – конкуренты. Либо ты возьмешь пассажиров, либо они перехватят, поэтому дремать некогда… Подобрал пассажиров — и по газам, к другой остановке, чтобы салон заполнить.
— Во время работы водители-маршрутчики в сторону конкурента даже не смотрят, — подчеркивает Виктор и указывает на идущую впереди «газель»: — Вон 52-я «поскакала»: если попадаем в пробку, никогда на другую полосу не пропустит.
Мы медленно приближаемся к конечной. Такси останавливается, выжидает свое время (теперь машины ездят по расписанию) и почти с пустым салоном трогается в обратном направлении. Чтобы, закончив очередной круг своего маршрута, начать его заново.
…Что ж, водители негодуют на пассажиров, те — на водителей. Как часто пассажирам маршрутки приходится глотать валидол, глядя, как «шеф» одновременно рулит, разговаривает по телефону, отсчитывает сдачу. А бывает, музыку включит – ничего не слышит и мимо остановки проезжает… Да сколько всего вспомнить можно! Так, может, нам следует внимательнее присмотреться друг к другу? Ведь пока мы не научимся взаимному пониманию, конфликт «водитель — пассажир» так и останется нерешенным.