Кошелек или Родина?

По пути в расположение команды теряются игроки
По пути в расположение команды теряются игроки

Так уж сложилось, что в игровых видах спорта ближайшим адресом для «повышения квалификации и финансового уровня» наших спортсменов является Россия. Подавляющее большинство футболистов, хоккеистов, волейболистов, баскетболистов и гандболистов местом продолжения карьеры логично выбирают просторы одной шестой части суши. Просторы эти, во–первых, необъятны, а во–вторых, недра их богаты ископаемыми, что логично отражается в ведомостях о зарплате...

Уровень чемпионатов России растет. Уверенными темпами. И легионеры играют здесь немаловажную роль. В том числе и наши, белорусские. Смущает вот только то, что в последнее время россияне как–то уж очень явно начинают делить иностранцев на первый и второй сорт. Наши, как это ни печально сознавать, все больше относятся ко второму, имя которому — гастарбайтер.

Одним из способов стать «хоть чуточку своим» предлагается, по сути, предательство, изуитский обряд смены гражданства: иначе говоря, отказ от выступлений за национальную сборную своей страны. Для многих этот спасительный вариант становится ключевым. В дилемме «кошелек или Родина» все больше спортсменов предпочитают хруст бумажек в портмоне. И их где–то можно понять: ведь век в спорте недолог, на жизнь заработать надо. Однако не совсем понятна политика двойных стандартов российских спортивных федераций.

Волейбол

В кои–то веки наша женская волейбольная сборная пробилась в финальную часть чемпионата Европы. Успех исторический и колоссальный. Есть у нас хорошая команда, талантливые девушки — молодые и задорные, с большими перспективами и будущим. Казалось бы, соберись, покажи себя на чемпионате, замахнись на пьедестал и подписывай контракт с хорошим европейским клубом. Однако шансы на успех стали стремительно таять еще до старта первенства континента. Прополз слушок, что четыре ведущие волейболистки намерены отказаться от выступлений за команду. Так ли это? Ответ на вопрос дает главный тренер Владимир Козлов.

— Пока никто из девчонок официально выступать за сборную не отказался, но дыма без огня не бывает. Сегодня на учебно–тренировочный сбор не приехали Оксана Ковальчук, Анна Шевченко и Екатерина Скрабатун. Алину Бутько мы и вовсе не вызывали. Она уже один раз отказалась приезжать в сборную. Второй попытки мы делать не собираемся (муж Алины — Александр Бутько уже сменил гражданство, став новоиспеченным россиянином. — Прим. ред.).

— Говорят, что хотят сменить спортивное гражданство...

— Сначала белорусское на российское, а потом российский паспорт поменять на казахский, ведь Шевченко и Скрабатун уехали выступать в Казахстан. Очень «серьезные» люди с очень хорошим воспитанием, что еще сказать.

— То есть вы по–человечески их понять не можете?

— Нет, конечно, а как их понять? Команда вышла в финальную часть чемпионата Европы. Так сыграйте на турнире и тогда только заявляйте о завершении выступлений за сборную. Это же нормально. Мы никогда не дадим лицензию этим девчонкам для выступлений за другие команды. Ко всему прочему, сейчас будем добиваться их отлучения от волейбола за неявку на учебно–тренировочный сбор. Готовим письма в европейскую, российскую и азиатскую федерации волейбола. И нас поддержат. Так как в Европе косо смотрят на тех, кто не хочет выступать за свою страну. Для них это неприемлемо. В сборную можно не попасть, но чтобы не приехать... Это страшное дело.

— Насколько суровой может быть дисквалификация?

— Два – три года.

— Вы не пытались решить проблему мирным путем?

— Мы не можем до них дозвониться. А сами они на связь не выходят. Их тренеры нам обещают, что вот–вот отправят девчонок в сборную, а потом тут же идут на попятную. Команда провела уже четыре дня сбора, а их все нет.

— Отсутствие Шевченко, Ковальчук и Скрабатун наверняка скажется на команде?

— Естественно. Это ведущие игроки. Ковальчук и вовсе самая опытная, капитан команды. Кстати, от Оксаны я такого не ожидал. Я ее уважал, ценил. Как–то она мне заявила, что ей делают российский паспорт, но несмотря ни на что, она будет играть за сборную Беларуси, пусть ей в клубе платят в 50 раз больше. Я тогда удивлялся: мол, вот это да, вот это человек. Я гордился. А тут на тебе...

— Заглядывая в будущее, а именно на чемпионат Европы, который состоится в сентябре, каковы теперь наши шансы?

— Я думаю, что к этому времени вопрос решится. Мы подключаем все возможные силы — Министерство спорта, Белорусскую федерацию волейбола. У нас главная цель — не дисквалифицировать игроков. Пусть они лучше приедут в сборную. А вот если девчонки решат нас обвести вокруг пальца, тогда мы и будем решать вопрос через европейскую федерацию.

— Какие меры помогут остановить утечку кадров в сборные соседних стран?

— Никакие. В России такие зарплаты, что нам и не снилось. Ну запретим мы им уезжать. Так они сделают фиктивный брак, получат гражданство и все.

— А с федерацией волейбола России вопрос легионеров как–то пытались решить?

— Конечно, пытались. Там разрешили Ковальчук играть за сборную Беларуси и при этом не считаться легионером в чемпионате России. Не знаю, в чем реальная причина отказа Ковальчук. Юлия Андрушко, принимавшая участие во всех матчах сборной, теперь будет защищать цвета российской команды. Разрешительный лист от нашей федерации уже получен. Правда, сейчас Юлия оперирует колени. Тем не менее мы ее уже потеряли, «подарили» России. Сейчас отдадим Ковальчук, Шевченко, Скрабатун... Так будет вечно. О чем тогда мечтать и говорить?

Выдержка из правил международной федерации волейбола: «Натурализованные игроки могут принимать участие в играх за новую национальную сборную, при наличии официального документа, предоставляющего новое гражданство:

— если будет получен разрешительный трансферный сертификат от прежней национальной федерации;

— если они не были заиграны за другую сборную, в противном случае отбыв двухлетний «карантин»;

— если они прожили не менее двух лет в стране, цвета которой хотят защищать, а также их проживание не было прервано для игр за клуб или национальную команду другой страны».


Гандбол

Пожалуй, самые серьезные потери понес гандбол. Навскидку вспоминаются сразу три фамилии — Сергей Рутенко, Андрей Климовец и Александр Тучкин. Плюс несколько менее раскрученных, но вполне неплохого уровня игроков женской сборной — Татьяна Ераминок, Алла Матушкович, Елена Верещако, Татьяна Силич... Все они в свое время поменяли спортивное гражданство, став под знамена других государств. Андрей Климовец до сих пор выступает за немецкую сборную, в составе которой выиграл последний мировой форум. Сергей Рутенко является незаменимым игроком сборной Словении. А Александр Тучкин в свое время добился уникального рекорда — стал призером трех Олимпиад, в Афинах–2004 защищая цвета российской сборной. Недавно с успехом «волейбольный сценарий» провернула тольяттинская «Лада», отобрав у нас юную полусреднюю Екатерину Лисок, с трудом удалось удержать в команде сестер Гайжютите... Слава Богу, этот поток удалось остановить и даже повернуть реку вспять. Новый председатель федерации Владимир Коноплев убедил не менять Родину еще одну звездочку: уже было перебравшийся в Россию Сергей Горбок после личной беседы с Коноплевым изменил свое решение и вернулся. Чем черт не шутит, может, и Рутенко вернется? Тогда нам впору и об Олимпийских играх задуматься...

Биатлон

Памятен случай, когда россияне устроили нам головомойку перед Олимпиадой в Солт–Лейк–Сити. Тогда под знамена белорусской сборной стали биатлонистки из России Елена Хрусталева и Евгения Куцепалова. Но ни та ни другая на старт гонки на 15 км так и не вышли. Как выяснилось позже, запрет на выступление Хрусталевой и Куцепаловой пришел из Красноярского края от местного руководства, требовавшего от белорусов «расплатиться за кефир». Вице–президент НОКа Беларуси Александр Медведь прямо из Солт–Лейк–Сити звонил тогдашнему губернатору Красноярского края Александру Лебедю, и только после длительного разговора было получено «добро». Эта нервотрепка не могла не сказаться на выступлении команды.

Футбол

Единственной, но самой громкой потерей белорусского футбола стал отъезд в сборную соседней Украины перспективного нападающего минской школы «Смена» Артема Милевского. Парень там не затерялся — он основной игрок киевского «Динамо» и сборной Украины. Только от этого не становится легче нам, учитывая нехватку высококлассных бомбардиров в сборной. Вообще, случай с Милевским беспрецедентный. Ведь Артем был заигран за молодежную сборную Беларуси, но ФИФА и УЕФА все же закрыли на это глаза, разрешив футболисту «поменять родину».

Баскетбол

После выигрыша в 1994 году первенства Европы среди молодежи подались в Украину Олег Юшкин и Геннадий Кузнецов. В Польше осел Игорь Грищук, во Франции — Алексей Лобажевич, за Россию стал выступать Валерий Дайнеко. Сейчас «патриоты» клуба активно «прессуют» Егора Мещерякова, выступающего за казанский «Уникс». Однако Егор не сдается и заявляет: «Я белорус и готов к тому, что в чужой стране всегда буду считаться легионером...»

Хоккей

Лимит на легионеров в российском хоккейном первенстве заставляет нервничать уже не первый год. Самое удивительное, что четкой позиции в этом вопросе нет: доходит до того, что сейчас с местной федерацией судится Андрей Мезин — уроженец России доказывает свое право не считаться иностранцем в родной стране. Ну а всем остальным белорусам во имя клубных интересов предлагают отказаться от национальной команды.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter