Сельская торговля внесла коррективы в свою работу с учетом ситуации и покупательской активности

Корзина с привоза

Торговля в последние месяцы пережила несколько покупательских волн. Припомним ажиотажный спрос на продукты первой необходимости и товары индивидуальной гигиены, когда рейтинги ходовых возглавили гречка и туалетная бумага. Штормило во время повышенного спроса на имбирь, лимоны и чеснок, цены на которые взлетели в разы. Теперь будто наступил штиль. Люди стараются выходить за покупками реже, выбирают ближайшие к дому торговые объекты, а в корзину обычно кладут столько товаров, чтобы хватило как минимум на неделю. Ситуация эта, как показал мониторинг «СГ», характерна и для деревень.


НА Гомельщине эпидситуация, конечно, тоже внесла коррективы, но существенно на работу торговли не повлияла, рассказали в облпотребсоюзе. Единственное изменение, которое почувствовали кооператоры, — несколько замедлилась реализация промышленной группы товаров.

— На покупательскую способность клиентов, а в основном это сельский житель, пандемия коренным образом не повлияла. Повышенного спроса нет ни на одну группу товаров: гречка, рис, сахар в наличии, перебоев не было. А в корзину кладут в основном продукты социально значимой группы. Скорректирован с учетом реалий ассортимент. В каждой торговой точке у касс, в других видных местах разместили дезсредства и защитные маски. Первые закупаем у оте­чественных предприятий, а маски шьем сами в цехах в Хойниках, Светлогорске и Рогачеве. За последние несколько недель отшили более 50 тысяч. Обеспечили своих работников, остальные — для продажи. Они пользуются спросом, работа в цехах по их отшиву не прекращается. Так что в какой-то степени ситуация позволила нам увеличить объемы выпуска продукции, выручить больше денег, — отмечает председатель правления облпотребсоюза Александр Кулак.

Автолавки доставляют продукты и товары в отдаленные и малонаселенные деревни по прежним графикам. Разве что в Светлогорском районе в их работу внесли изменения дачники: в этом году открыли сезон уже с начала апреля. Оборот автолавок, соответственно, возрос. А огородники садового товарищества «Бумажник» даже обратились с просьбой в Светлогорское райпо увеличить количество рейсов. Теперь машина привозит хлеб, молоко, фрукты, сладости и другие товары не два, а три раза в неделю. Как обстоят дела в стационарных магазинах района?

— Заметили, что увеличилась сумма чека. Казалось бы, если она возросла, значит, должен быть и рост товарооборота. Однако его нет, так как уменьшилось число покупателей. Если раньше люди ходили каждый день в магазины, то теперь раз в три дня, — расставляет акценты председатель правления Светлогорского райпо Елена Лаптева. — Групп, которые пользовались бы наибольшим спросом, не выделю. Ажиотажа нет, неплохо продаются некоторые промышленные товары. 

Автолавка потребкооперации в деревне Гридни Наровлянского района. Продавец Наталья Кириленко и местная жительница Ева Бондарь.
 
Оказалось, как и в крупных городах, в регионах заметно упала посещаемость ресторанов, кафе, пиццерий. Не обошла стороной эта волна и общепит Светлогорского района. Если раньше пообедать в кафе и рестораны приходили десятки работников предприятий и организаций, то теперь столики в обед свободны. Темп роста товарооборота общественного питания — 70—80 процентов. Однако в районе стараются ситуацию контролировать. Ставку сделали на реализацию продукции собственного производства. Переспециализировали предприятия: если раньше что-то покупали у сторонних организаций, теперь стараются все потребности закрывать сами. На прилавках магазинов райпо, к примеру, широкий ассортимент куриной разделки, в разнообразии кулинария, выпечка. Все качественное, вкусное, собственного приготовления.

Кроме того, часть прибыли приносит работа швейного цеха райпо. За последние недели работницы сшили и продали почти 30 тысяч масок.

Похожая ситуация на Брестчине: люди стали реже бывать в магазинах. Однако ни одна торговая точка не изменила график работы, тем более не было случаев, чтобы объект пришлось закрыть.

— Если раньше люди покупали полбуханки хлеба, теперь берут целую, но ходят через день, — рассказывает председатель правления Ивацевичского райпо Елена Куратник. — Стали особенно востребованы магазины шаговой доступности, которые работают в микрорайонах. Товарооборот не снизился, хорошо расходятся товары социально значимой группы. Востребованы антисептики: только на прошлой неделе в объекты торговли поступило этого товара на 10 тысяч рублей. По ранее спланированным графикам развозят продукты и заказы на промышленные товары автолавки.

Хорошим подспорьем стала частичная переориентация собственного швейного цеха на пошив бязевых, марлевых масок. Обеспечили работников своей сети, а это ни много ни мало 130 магазинов, других предприятий и организаций, изделия продаются в магазинах. Как и на Гомельщине, здесь сформировали стратегический запас — в остатке стараются держать не менее 1,5 тысячи масок. 

В общепите посещаемость снизилась. Но нашли выход: сделали упор на производство собственной продукции — полуфабрикатов, кулинарии — и активизировали ее продажи в сети. Однако все доведенные райпо показатели удается выполнять. За счет чего?

— Сумели обеспечить прогнозный показатель по торговле в прошлом месяце, в этом тоже идем неплохо — рассчитываем на 100-процентный результат. Да, общепит просел, но, повторюсь, чтобы заработать, сделали упор на собственную продукцию. К тому же на производстве эпидситуация не отразилась никак: хлеб, мясо, рыбу изготавливаем и продаем в прежних объемах, — отвечает Елена Куратник.

ЧТО скажет на это сам сельский житель? Как изменились его продуктовые предпочтения и повлиял ли коронакризис на ассортимент любимых магазинов?

За ответом отправляюсь в Березковский сельисполком Докшицкого района. Здешних жителей обслуживают исключительно магазины райпо и автолавки. Частники там не работают.

— Три магазина у нас, в отдаленные и малонаселенные деревни приезжают автолавки, — рассказывает Татьяна Славиковская, жительница деревни Березки, председатель местного сель­исполкома. — Активность покупателей напрямую зависит от привоза, а он три раза в неделю. Когда свежий товар в наличии, людей больше, в другие дни ходят реже. Не заметила, чтобы закупались впрок, тем более запасов на неделю не делают. Самые популярные товары — хлеб, молоко, сметана, масло, колбасы, сладости. Нет нужды ехать, к примеру, в Бегомль или Докшицы, чтобы купить что-то из бытовой химии, стройматериалов. Эти товары или есть в наличии, или их быстро привозят под заказ.

Товарооборот в летнее время в магазинах райпо растет. В том числе в торговых объектах Березковского сель­исполкома. Откуда берется выручка? За счет приезжающих дачников. В отличие от Гомельщины здесь пока массовый сезон не начался, однако первые ласточки уже есть. В деревню Кромовичи на сезон перебралась семья из Минска. Кстати, местные убедились, что гости соблюдают карантинный режим. Все по-честному. Несколько недель приезжие, чей дом стоит на отшибе, с сельчанами не контактировали, прогулки позволяли себе только по вечерам. Люди их сознательность оценили. А вообще, говорят в Березках, сельский житель сейчас только и думает об огороде: вспахать, подкормить, посадить. Ему и отдает все свободное время.

veselukha@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter