Корявый почерк

Зачем портить электрички?

Зачем портить электрички?


Дачный сезон уже на носу. В апреле — мае пассажиры с большими сумками, тележками и коробками с рассадой отправятся на электричках на свои загородные участки. Какой удар предстоит выдержать отремонтированным вагонам? Порванные сиденья, оторванные ручки, побитые стекла и плафоны... Очень редко электричка приезжает в моторвагонное депо «Минск» невредимой. Снова выпустить ее на рельсы сотрудники не имеют права. Придется сначала все испорченное-поломанное заменить.


На участке по ремонту внутрисалонного оборудования каждый день кипит работа. Слесарь по ремонту подвижного состава Сергей Залуцкий обтягивает черным дерматином сиденье. Вокруг составлены искореженные «экспонаты». На одном красуется огромная дыра, на другом — остался лишь один поролон, третье — разломано пополам.


— Иногда за день приходится делать по тридцать новых сидений, — слесари не отрываются от работы ни на минуту. — Хулиганье режет дерматин просто так, от нечего делать. А однажды удалось задержать вандала, который вырезал несколько кусков дерматина, чтобы сшить боксерские перчатки. Некоторые выламывают сиденья целиком. Потом на дачах сооружают диваны, используют для беседок. Одно время пассажиры откручивали алюминиевые ручки (затем цветной металл сдавали в скупку). Поэтому сейчас их изготавливают из пластика или железа.


На складе депо постоянно хранятся рулоны дерматина, фанера, поролон, всевозможные ручки, шурупы, плафоны, стекла, а еще ацетон и всяческие растворители. Это для борьбы с произведениями граффитчиков (электрички разукрашивают практически каждую неделю). В прошлом году железнодорожники перекрасили более 100 вагонов! Недавно, к примеру, «художества» появились на электропоезде всего за 10 минут — во время стоянки.


— Вот полюбуйтесь! — показывает стекла с сине–розово–желтыми разводами мастер механического участка Владимир Лавда. — Чем только их не отмывают. И ацетоном, и уайт–спиритом (вещество, которым эффективно удаляется краска. — О.С.). Три слоя краски приходится отдирать ножами, скребками.


Если отмыть мазню не удается, вагоны перекрашивают, а стекла меняют на новые. Возможно, есть смысл действовать, как в Испании? Там надписи граффитчиков, пойманных с поличным, фотографируют, заносят в специальную базу, а когда появляется очередной «шедевр» на стене или витрине, предлагают специалистам–почерковедам определить автора. Говорят, эффективно...


Но, увы, почерк хулиганов иногда определить не представляется возможным. Как–то пакет с краской запустили прямо в машиниста и его помощника. А на днях хулиганы разбили лобовое стекло в кабине электропоезда. Оно теперь больше похоже на паутину.


— Из Москвы заказали новое, — показывает на четыре огромные вмятины Владимир Лавда. — Оно обойдется в 600 долларов.


Ущерб от действий вандалов измеряется приличными суммами. Только в прошлом году он составил 10 миллионов. Всего 844 тысячи рублей из них возместили двое граффитчиков, которых удалось задержать с поличным.


Известно, что в основном на железной дороге хулиганят дети и подростки. От безделья. Чем чревата для них подобная «шалость»? Как правило, подростков ставят на учет или осуждают условно, а с родителей взыскивают штраф. Однако найти хулиганов удается далеко не всегда. Восстанавливать же то, что они сломали, испачкали или повредили, приходится работникам железной дороги. Что делать? Мои собеседники в один голос говорят: настало время организовать широкую публичную кампанию. Нужно, чтобы каждый пассажир электрички знал, какое наказание получил вандал, расписавший поезд или порвавший сиденья на бытовые нужды. А штраф должен быть эквивалентен хулиганскому поступку...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter