Будущая неделя небогата на календарные события: выпадающие «прысвяткi» и те весьма скромные

Коршун — нежеланный гость

Будущая неделя небогата на календарные события: выпадающие «прысвяткi» и те весьма скромные.

18 июля — Афанасий. Определяли погоду на время жатвы: если в ночь на 19 июля месяц под утро, на исходе, играет и переливается, дни будут ясными и спокойными, без сильных ветров и дождей. Продолжающая куковать «зязюлька» обещает золотую осень и нескорую зиму. Любопытно, что в некоторых регионах бытовало поверье, будто после Петра, в конце лета, кукушка, птица довольно закрытая и загадочная, превращается... в коршуна. Связано это с тем, что в момент, когда кукушка перестает куковать и как–то неприметно пропадает из виду, появляется большое количество молодых коршунов, внешне напоминающих кукушку.


Коршун («каршак», «коршак», «шуляк») — хищная птица из семейства ястребиных. У хищных птиц существует своя иерархия, в которой коршун занимает довольно низкое место. Орел как птица главная царит высоко в небе, крайне редко пересекаясь с человеком. Сокол помогает человеку на охоте (соколиная охота, когда–то очень распространенная, сейчас считается привилегированной и дорогой забавой). На долю же коршуна выпадает роль мелкого, злого, неприятного хищника, который приносит огромный вред на подворьях. Как известно, цыплят по осени считают, и, чтобы их все–таки хоть как–то досчитаться, требуется держать оборону от «набегов–налетов» коршуна, как от вражеского войска.

Коршуна старались отгонять от «сядзiб» и с помощью различных обрядовых действий. А поскольку уход за домашней птицей — женская работа, то в проведении этих обрядов участвовали только женщины, мужчины появлялись лишь под конец с уже застреленными коршунами, воронами, совами, за что получали от женщин своеобразную «падзяку» в виде угощения. Один из таких обрядов проводился на Благовещение, когда, казалось бы, выполнение всякой работы находится под запретом — «птица гнезда не вьет, а девица косы не плетет». По материалам, записанным на Вилейщине, на Коляды, чтобы как–то задобрить коршуна, его могли ласково называть «галубком», используя таким образом определенную семантическую магию. А еще не приносили в дом деревянный клин, которым расщепляли колоду, не сжигали в печи веник–«дзяркач» — то есть речь идет о предметах, причастных к тому, что «разрывает», «раздирает», — как это делает коршун со своей добычей.

Коршун выступал своеобразным символом распущенности, нарушения дозволенного, хищного начала, недаром про человека агрессивного, забияку, говорят: «налетел коршуном». Имя этой хищной птицы встречается и в бытовых народных «праклёнах»: «каб вас каршун забраў!», «каб каршун задзёр!» Можно услышать, как хозяйка кричит на вредных кур: «Ах вы, каршуновае пер’е!»

В прежние времена у детей и подростков была популярна игра «в коршуна», где от «коршуна» требовалась определенная агрессия, и надо сказать, не все ребята соглашались на такую роль. В сказках коршун вместе с совами, летучими мышами, жабами и гадюками прислуживает какой–либо нечисти — Бабе–яге, Кощею, но иногда и переходит от них к герою и уже выступает его помощником. Поэтому перо или коготь коршуна сохраняли, считая, что они несут в себе характер и силу этой птицы, зашивали в холщовый мешочек и носили при себе в моменты преодоления трудностей, борьбы со злыми силами. Иногда такие коготь или перо становились поводом для присвоения их обладателю особого прозвища, наподобие — «Каршуковае пяро».

20 июля — день Евдокии: время, когда особо опасались дождей, — чтобы не зарядили надолго. Хозяйки старались даже накануне не поливать грядки на огороде, чтобы не накликать ненастье.

21 июля — Казанская. В южных районах уже могли начинать «жнiво». А на Минщине оставляли всякую работу, опасаясь, что могут начаться сильные грозы и от молнии вспыхнет пожар, который очень трудно потушить. Поэтому кое–где на стог сена цепляли красную нить или красный поясок — как защиту от «перуновых стрел».

Советская Белоруссия № 135 (25017). Пятница, 15 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter