Настоящие корабли появлялись на сцене Большого во время премьеры балета «Корсар»

Корсар взял публику на абордаж

ПОСЛЕ премьеры спектакля «Корсар» Большого театра Беларуси, поставленного маэстро из петербургской «Мариинки» Вячеславом Хомяковым, поняла — это одна из лучших постановок, которую доводилось видеть на нашей сцене.

БАЛЕТ «Корсар» Адольфа Адана по одноименной поэме Джорджа Байрона в XIX веке всегда был сложен для постановки — запутанное действие, множество второстепенных, но важных ролей. Здесь вам и работорговля, и история любви корсара Конрада и невольницы Сеид-паши Медоры, мятежи пиратов, грабежи. Маэстро с белорусскими корнями Вячеслав Хомяков, ставивший «Корсара» на разных сценах, в том числе и в театре «Колон» в Буэнос-Айресе, постарался максимально четко выстроить сюжетную линию, поработав над либретто и балетной конструкцией спектакля. «Минская» версия, по его заявлению, отличается от всех предыдущих.


В Большом театре балет презентуется в третий раз. Впервые его исполнили на этой сцене спустя 101 год после мировой премьеры в 1957-м, а вторая постановка, с большим количеством женских сольных партий, кордебалета, была в прокате с 1991 по 2012 год. Заслуга Вячеслава Хомякова и в том, что появилось больше мужского танца. Это особенно оценил народный артист Беларуси, художественный руководитель балета Юрий Троян. Заставили и меня заново влюбиться в мужской балет Игорь Артамонов, исполнивший роль Конрада, друг главного героя Али – Константин Героник, Такатоши Мачияма, выступивший в спектакле работорговцем Ланкедемом, Иван Савенков, который играл Бирбанто, предводителя мятежа среди пиратов. Каждый из них в спектакле — яркая индивидуальность, особенно завораживали зрителя технически сложные прыжки.

Виртуозно выполняли свои фуэте отличающаяся утонченностью и пластикой прима Большого Александра Чижик –  Медора, по технике ей не уступала наложница паши Гюльнара – Виктория Тренкина.

Для танцоров спектакль технически сложный, здесь собраны все классические балетные движения, но даже самые искушенные балетоманы не раз аплодировали исполнителям в такт музыки. Ведущие солисты подкупали своим мастерством, а сочностью, колоритом, выразительностью – массовые сцены с участием пиратов, придавшие больше динамики действию, танцы наложниц гарема. Особое умиление вызвали юные балерины, создававшие вместе с опытными коллегами живописную сцену «Оживленный сад» в доме у Сеид-паши.

Вячеслав Хомяков после премьеры мне объясняет, что ему повезло — работал с профессионалами, которые понимали его с полуслова: «Поставив задачу, мог быть спокоен, что они не только выполнят мои требования, но и привнесут что-то свое. А это самое главное для спектакля».

СОЧЕТАНИЕ восточных мотивов, пиратской романтики делает «Корсар» ярким  художественным произведением. Но нужного эффекта не удалось бы достичь без декораций. Особая заслуга здесь принадлежит народному художнику России, лауреату Госпремии Республики Беларусь Вячеславу Окуневу. Старый восточный город, апартаменты восточного шейха выглядят очень правдоподобно, не говоря уже о фантастической видеопроекции плавающего в море корабля, судах, на которых появлялись пираты, уплывали главные герои в конце истории. Если обычно для спектаклей шьется 180 костюмов, то здесь 250.

Хочу особо сказать о музыкальном наполнении спектакля. А именно о мастерстве заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Николая Колядко. В разнородной и поэтому непростой партитуре спектакля, помимо произведений Адольфа Адана, звучит музыка Цезаря Пуни, Лео Делиба, Риккардо Дриго, Петра Ольденбургского и других композиторов. Как-то во время одной из наших бесед Николай Сергеевич признался мне, что дирижер может или «убить» балерину, если захочет, или помочь герою, глядя из оркестровой ямы. Умение маэстро подчинять себя артистам оказалось особенно наглядным для меня в балете «Корсар».

v.v.korshuk@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter