Коррупция вне закона

Поскольку закон о борьбе с ней так и не принятПравительственная комиссия недавно одобрила проект программы противодействия коррупции в федеральных и региональных органах исполнительной власти. Согласно планам в каждом ведомстве будут созданы специальные комиссии по соблюдению требований к поведению госслужащих. В их задачи, в частности, будет входить проверка нормативных документов на «коррупционную емкость», то есть анализ всех документов, принимаемых местными органами, на предмет выявления фактов коррупции.

Но, что более важно, программа предусматривает составление особых «перечней должностей», наиболее подверженных взяточничеству. В списки, утверждаемые главой конкретного ведомства, в первую очередь войдут должности, связанные с осуществлением госзакупок и распределением бюджетных средств, лицензированием и осуществлением контрольно-надзорных функций. Также в списки попадут госслужащие, в чьи обязанности входит назначение на те же должности других госслужащих  и непосредственное общение с гражданами и компаниями.
Все указанные чиновники будут переведены на срочные контракты и должны будут согласиться на постоянные контроль и проверки.
По словам вице-премьера Сергея Нарышкина, программа противодействия коррупции должна стать своеобразным лекалом для подготовки различными госорганами собственных программ. «Примерять» его на себя в 2007 году будут 18 регионов РФ, в том числе Саратовская, Тульская, Челябинская и Калужская области. Говорят, в случае успеха проект станет основой для широкомасштабной антикоррупционной кампании.
Те, кто окажется в списках, подвергнутся настоящей слежке, служебным проверкам и записям на видеопленку всего, что происходит в их кабинетах. Срочный контракт может предусматривать возможность прослушивания телефонов без санкции суда, а также ограничивать сумму денег, которые госслужащий может держать при себе на рабочем месте. Чиновник должен будет предоставлять комиссии полную информацию обо всех служебных контактах.
Сурово? Возможно. Да вот только «слежкой» будут заниматься те спецкомиссии, которые создадут внутри каждого конкретного органа исполнительной власти. То есть бороться с коррупцией в отдельно взятом ведомстве будут его же непосредственное руководство и представители отдела кадров! Одни чиновники – с другими! А кто будет контролировать «смотрящих»?
Дальше. Для чиновников компенсацией за все эти новые «трудности жизни» станут более высокие зарплаты и целый пакет льгот. То есть государство собирается частично компенсировать служащему то, что он недополучит, отказываясь от взяток! Грубо говоря, если будешь меньше «брать» – оклад прибавим! Мощный нравственный стимул! 
Но вряд ли такое возмещение окажется эффективным. Поскольку руководители ведомств должны будут самостоятельно изыскивать средства на «компенсационный пакет». А таких денег, которые хотя бы рядом стояли (лежали!) с суммами взяток, ни один орган исполнительной власти не изыщет. Разве что тоже «налево» станет работать. К примеру, за разрешение  на строительство жилья глава администрации г. Красноармейска Московской области (по данным следствия) должен был получить 750 тысяч долларов. Из каких смет мэрия может компенсировать эту «упущенную выгоду»?
То, что сейчас нам представляют как некий прорыв в искоренении мздоимства, – просто попытка немного почистить ряды действующих взяточников. То есть очень легкое подкручивание гаек. А это, по мнению экспертов, часто приводит к обратному эффекту – коррупция расцветает.
Некоторые эксперты считают, что главная причина неудач состоит в отсутствии централизованного законодательного регулирования в сфере борьбы с коррупцией. Они указывают, что в настоящее время в этой области действуют более 70 различных нормативных актов, но отдельный закон, как в Беларуси и в Украине, так и не принят. Не менее трех проектов таких законов блуждали в верхах власти уже с начала девяностых. Но ни один из них так и не был принят – недовольны были то Государственная дума, то Совет Федерации, то Президент РФ. И пока что мы слышим лишь заверения властей, что законопроект о противодействии коррупции будет принят.
Старая немецкая поговорка гласит: чтобы не приходилось убирать, не следует создавать беспорядок. Понятно всем, что взяточничество процветает в тех странах, где законодательство находится на невысоком уровне. Сюда относятся туманные и противоречивые формулировки в законах, которые создают условия для чиновного произвола.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) предлагает свою стратегию борьбы с коррупцией. Она включает независимые и эффективные судебную власть и правоохранительные органы. Политическую конкуренцию и заслуживающие доверия партии, гарантирование свободы информации. Реструктуризацию монополий с целью повышения конкурентоспособности. Найм на государственную службу на основе заслуги и достойную оплату труда госслужащих. А также децентрализацию власти. И это лишь малая часть необходимых условий, при которых, по мнению специалистов МБРР, появится шанс оказать реальное сопротивление коррупции во власти.
Готова к этой борьбе нынешняя Россия? Или нам прежде надо построить совсем другую страну?

КСТАТИ

Вступивший в Беларуси в силу в январе этого года закон о борьбе с коррупцией, а также исполнение утвержденной Президентом в мае Государственной программы по борьбе с коррупцией и комплекс профилактических мер уже приносят свои результаты.
На днях Генеральный прокурор Петр Миклашевич сообщил, что количество коррупционных преступлений за семь месяцев 2007 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось. В целом по стране их выявлено около 2 тысяч, а также 666 фактов взяточничества.
В правоохранительных органах отмечают, что намерены и дальше “бить” коррупционеров на всех “фронтах”, невзирая на чины и должности.

 

СПРАВКА «сВ»

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА №96700358-2 «О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ»
15.02.1996 – внесен в Государственную думу ФС РФ.
14.11.1997 – принят Государственной думой ФС РФ в окончательной  редакции
03.12.1997 – одобрен Советом Федерации ФС РФ
19.12.1997 – отклонен Президентом РФ
09.09.1998 – в Государственной думе ФС РФ создана специальная комиссия
19.11.1999 – снят с рассмотрения Государственной думой ФС РФ

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА №99097368-2 «О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ»
22.10.1999 – внесен в Государственную думу ФС РФ
20.12.1999 – официальный отзыв Правительства РФ №5710п-П4
13.06.2001 – отклонен Государственной думой ФС РФ

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА №148067-3 «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ»
05.11.2001 – внесен в Государственную думу ФС РФ
20.11.2001 – рассмотрен Советом ГД ФС РФ (Протокол №93, п. 30)

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter