Коррупционный налог. Готова ли Россия к заявленной модернизации?

Очередное президентское послание Дмитрия Медведева, озвученное им Федеральному Собранию, вызвало неоднозначную оценку среди российских политиков и экспертов. Правильнее будет сказать так: волна ожиданий сменилась волной разочарований.

Семеро на одного...

Депутат Госдумы Сергей Обухов назвал послание “пирамидой обещаний”. “Фактически Дмитрий Медведев повторил в своем послании все те проблемы, которые затрудняют развитие политической системы страны. Но неясно, какие действия будут предприниматься для их решения”, — отметил российский депутат.
Президент не сказал главного, полагает генеральный директор компании “ФинЭкспертиза” Агван Микаелян. “К сожалению, в настоящий момент у нас крайне неправильно организована экономика. В производственной сфере задействованы не более 22 миллионов человек. Это все производство товаров и услуг. То есть на сегодняшний день в России один человек, который что-то производит, кормит еще семерых. Экономика не выдерживает такой нагрузки”.
Выходом из сложившейся ситуации, по мнению экспертов, могла бы стать инновационная модернизация, расширение производственной сферы, прежде всего за счет поощрения частной инициативы. Вот тут как раз и возникают серьезные проблемы. Российские чиновники не устают подбадривать малый бизнес, с завидной регулярностью озвучивая с региональных площадок вертикали власти многообещающие тезисы: “Поддержали... профинансировали... упростили...”.
С одной стороны, принят ряд законов, призванных облегчить жизнь малому бизнесу. В ряде регионов с 1 января 2010 года снижается ставка налога по упрощенной системе налогообложения для всех работающих по ней субъектов малого предпринимательства. Начал действовать закон о сокращении проверок со стороны госорганов.
С другой стороны, предпринимаемых усилий для беззаботного развития и массового прихода россиян в малый бизнес явно недостаточно. Например, по оценкам президента НП “ОПОРА” Сергея Борисова, на сегодняшний день для малого предпринимательства в России разработано 13 федеральных целевых программ, однако многие из них “носят декларативный характер, у них нет конечных показателей”. При этом процедуры реализации этих программ чрезвычайно забюрократизированы.
Как отмечает гендиректор Московского агентства по развитию предпринимательства Андрей Маштаков, в столице перед Новым годом предприниматели стоят в очередях, чтобы перерегистрировать свои ООО до 1 января 2010 года. Кроме того, ряд надзорных органов сохранил право проведения внеплановых проверок, например налоговики.
По оценкам Всемирного банка, чтобы получить разрешение на строительство в Москве, бизнесмену придется пройти 54 процедуры, в сумме по нормативам занимающие 704 дня. На практике эти сроки растягиваются еще больше из-за коррупционного давления. Причем в провинции дела обстоят не намного легче. По подсчетам экспертов ВБ, проще всего организовать свое дело в Ростове-на-Дону — для этого необходимо пройти 13 (не всегда бесплатных) процедур, занимающих 22 дня. При этом “коррупционный налог” в среднем по России составляет около 10 процентов выручки.

А воз и ныне там

Коррупция буквально на корню душит частную инициативу. Кстати, это признал и глава МВД России Рашид Нургалиев на недавнем совещании с представителями российского малого и среднего бизнеса. По его словам, только в первом полугодии текущего года органами внутренних дел в целом по стране выявлено 5 тысяч 355 преступлений, связанных с получением взяток, что почти на 12,5 процента больше, чем в прошлом году.
Естественно, при таких условиях рассчитывать на всплеск желающих открыть свое дело не приходится. Между тем, по оценкам вице-премьера Александра Жукова, уровень реальной безработицы в России в 2010 году будет приблизительно таким же, как в нынешнем — около 6 миллионов человек. То есть существенного спада безработицы не ожидается.
Именно высокий уровень коррупции является одним из главных тормозов всех благих начинаний. Чем плоха, скажем, идея переоснащения армии новыми системами и образцами вооружения и военной техники, озвученная в том же послании. Но снова возникает вопрос: не получится ли по принципу “хотели как лучше...” Смогут ли высокие чины в погонах и без оных устоять перед соблазном урвать кусочек от аппетитного бюджетного пирога? Коррупционная ржавчина проникла даже в святая святых: сферу безопасности. Как сообщил Интерфакс со ссылкой на начальника управления военной прокуратуры генерал-майора юстиции Александра Никитина, ущерб, нанесенный России коррупцией в Вооруженных силах, в 2009 году превысил 2,5 миллиарда рублей. За девять месяцев года в российской армии зарегистрировано 1408 коррупционных преступлений, половина из которых является тяжкими или особо тяжкими. Особенно подвержены коррупции закупки по государственным контрактам и гособоронзаказу.
Российские эксперты неустанно твердят: если Россия не слезет с нефтяной и газовой иглы, то ее ждет глубокое экономическое, социальное и, возможно, политическое прозябание. Но воз и ныне там. Порой складывается впечатление, что кому-то очень не хочется “слезть с теплой печи”, засучить рукава и начать по-настоящему вкалывать, не надеясь на баснословные нефтедоллары. По словам заместителя директора Института мировой экономики и международных отношений Евгения Гонтмахера, сейчас нужно за счет еще имеющихся сырьевых доходов продвинуться в сторону более современной экономики, масштабной политической модернизации, что должно разбудить общественную энергетику. А это, в свою очередь, всемерная поддержка частной инициативы в экономике и вообще в жизни. В общем, тривиальный набор демократии и социально ориентированной рыночной экономики. Но возможно ли это сейчас?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter