Создание госкорпораций в пищевой отрасли усилит ее экспортный потенциал

Корпоративным единым фронтом

Во время доклада Президенту заместитель Премьер-министра Александр Субботин анонсировал создание на базе концерна «Белгоспищепром» государственной корпорации. Какой будет конфигурация новой корпоративной структуры, сейчас активно обсуждается. Как отметил Александр Субботин, прорабатываются разные варианты. Но цель — одна: за счет синергии усилить присутствие белорусских пищевых компаний и на внутреннем, и на внешних рынках.

Последние два-три десятилетия прошли под эгидой глобализации. И буквально во всех сегментах наблюдалось укрупнение производителей. С 1990-х годов транснациональные корпорации через сделки слияний и поглощений значительно расширились, усилили свою финансовую мощь, вооружились мощными маркетинговыми инструментами. Белорусским производителям и на внешних, и на внутреннем рынках в самых высокомаржинальных сегментах приходится конкурировать с крупными международными производителями. «Сражаться» с серьезными международными марками нашим предприятиям по отдельности сложно. А иногда и почти невозможно. Современный маркетинг, создание крепкого бренда — затратные проекты. Объединить усилия белорусских предприятий по продвижению своей продукции — одна из ключевых целей государственной корпорации.

Надо отметить, что разные проекты по созданию единой маркетинговой стратегии наших компаний предпринимались неоднократно. Были не совсем удачные проекты, но объединение под единой «крышей» предприятий ликероводочной отрасли принесло свои плоды. Удалось уйти от избыточной и необоснованной конкуренции государственных заводов на внутреннем рынке. В былые времена их ассортимент превышал 1000 позиций. Причем зачастую торговые марки повторяли друг друга, и маркетинговый портрет белорусской алкогольной продукции «размывался». Сейчас ассортимент сократили до 300 наименований. И он продолжает оптимизироваться: ставка сделана на создание и продвижение востребованных продуктовых линеек. И не только внутри страны, но и на внешних рынках. И сегодня наши торговые марки прекрасно продаются по всему миру: в США, Канаде, Литве, России…

Сейчас этот успешный опыт планируется масштабировать на другие отрасли. Опять же, будут это отраслевые или более крупные объединения — предстоит еще определиться. В определенной степени к созданию госкорпорации подталкивает успешный выход наших пищевых продуктов на китайский рынок. Он огромный и один из самых перспективных на планете. Но и достаточно высококонкурентный. И чтобы войти в самые маржинальные сегменты, необходимо проводить единую маркетинговую политику. И если, скажем, государственная корпорация сможет открыть в КНР представительство, может участвовать в выставках, то для каждого предприятия по отдельности такие мероприятия слишком дорогие.

Если говорить о китайском опыте, то в этой стране государственные корпорации обладают значительной самостоятельностью. И хотя они служат национальным интересам, но в первую очередь являются коммерческими организациями, которые ориентированы на эффективность и получение прибыли. Причем не только с точки зрения финансово-экономических результатов, но и через повышение капитализации компании. А увеличить стоимость в нынешнем мире можно только обладая определенной долей рынка. Надо быть объективным: даже самые крупные предприятия белорусской пищевой отрасли в одиночку не могут претендовать на значительную рыночную силу на внешних рынках. Но показатели государственной корпорации уже совершенно другие. Таким образом повышается и инвестиционная привлекательность белорусской пищевой индустрии для инвесторов, а также зарубежных контрагентов: поставщиков технологий, оборудования, финансового сектора.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter