Корове нужен микроклимат

Проблемные вопросы животноводства
Проблемные вопросы животноводства

Хорошо помню времена, когда с приходом осени в магазинах начинались перебои с молочными продуктами. Сначала с прилавков пропадала сметана, потом — творог, а ближе к новому году трудновато становилось с кефиром. Дефицит стандартно объяснялся сезонным фактором: мол, к зиме у коров начинаются отелы, молока они дают вдвое меньше, чем летом, надо подождать зеленой травы — и прилавки снова заполнятся... Но, признаюсь, побывав к тому времени в европейских странах и наблюдая в тамошних супермаркетах продовольственное изобилие, не зависящее от времени года, верить в искренность таких объяснений как–то не хотелось. А однажды жирную точку в сомнениях поставил доведенный до отчаяния молодой руководитель одного из хозяйств Витебской области, к которому я приехала в командировку писать о проблемах зимовки скота на фермах. «Да какое может быть молоко, когда мы коров, чтобы не заморить голодом, хвойными лапками кормим! — в сердцах воскликнул он. — Нет денег ни на комбикорм, ни на ремонт протекающей крыши на ферме, ни на наладку системы удаления навоза. А корове, даром, что животное, микроклимат подходящий нужен, как и человеку».

С той поры прошло лет пятнадцать, зимний дефицит продовольствия давно забыт. Наоборот, молоком, мясом, сырами мы все двенадцать месяцев в году вполне успешно делимся с соседями (поставки продовольствия только в Москву в этом году превысят сумму 200 миллионов долларов, а в будущем вырастут еще на 10 процентов). А вот с микроклиматом на животноводческих фермах и комплексах по–прежнему дела не очень. Этот вопрос, как и проблема обеспечения животноводческой отрасли качественными кормами, постоянно в центре внимания Президента. Упущения в этой сфере слишком дорого обходятся государству.

Между тем наличие множества отнюдь не простых проблем в животноводстве признал и министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Русак на недавнем заседании Президиума Совмина, обсуждавшем вопросы готовности молочнотоварных ферм, комплексов по откорму скота и птицефабрик к работе в зимних условиях. Главная — изношенность помещений и оборудования, эксплуатирующихся хозяйствами еще с советских времен. «Из имеющихся в наличии 19 тысяч производственных помещений 44 процента используется более 30 лет, — подчеркнул министр. — В том числе 10,5 процента находится в аварийном состоянии и подлежит сносу». Неутешительную статистику Леонид Русак подкрепил слайдами. Дырявые потолки, покосившиеся двери, продуваемые ветрами стены — вот далеко не полный перечень недостатков, которые накануне зимы были выявлены в животноводческих помещениях хозяйств, где содержится скот, в ходе проверок, проведенных специалистами Минсельхозпрода, Минприроды, МЧС, Комитета госконтроля и других госорганов. К сожалению, это не единичные случаи. По словам министра, в Администрации Президента, по поручению которой проводились проверки, по каждой области имеется несколько альбомов подобных фотоиллюстраций. А ведь устранение этих далеко не мелочей (соответствующая работа уже проводится) могло бы добавить до 5 — 10 процентов молока и мяса дополнительно к уже имеющимся объемам. Подобной прибавки продукции, вспомним, крестьяне добились, накормив скот, в том числе и за счет увеличения производства собственного фуража. Теперь в каждую зимовку статистика закономерно отмечает рост, а не падение производства животноводческой продукции. Благодаря чему, например, по итогам этого года впервые за всю историю сельского хозяйства страны надой от каждой из 1,2 миллиона имеющихся в хозяйстве коров составит 4 тысячи килограммов молока. А Гродненская, Минская, Брестская и Могилевская области превысят этот показатель. Все это — деньги, далеко не лишние ни для крестьян, ни для государства.

Но их можно заработать куда больше! Ведь, помимо физической изношенности материально–технической базы в животноводстве, присутствует еще и моральная. Проще говоря, мы слишком отстали в технологии содержания животных от современных стандартов. К сожалению, оснащенные новейшим оборудованием доильные залы, где коровы отдают молоко под мелодичную музыку, которые я впервые увидела года три назад в СПК «Октябрь–Гродно», пока еще недосягаемая мечта для большинства хозяйств: отвечают современным стандартам всего 6 процентов молочнотоварных ферм. Но отрадно уже то, что постепенно она обретает вполне реальные очертания. До 2010 года будут реконструированы и переоснащены 1.373 молочнотоварные фермы, на которых будет производиться 90 процентов молочного «вала». В том числе к следующему году новый облик приобретут 774 «фабрики молока». В будущем году эта работа, а также реконструкция и переоснащение животноводческих комплексов, которые осуществляются поэтапно без остановки производства, потребует не менее 550 миллиардов рублей. Но эти деньги, которые планируется взять из фонда поддержки сельхозпроизводителей, местных бюджетов, средств хозяйств и банковских кредитов, окупятся сторицей. Ведь только из–за сдачи молока невысокого качества сельское хозяйство потеряло в этом году 53 миллиарда рублей... Новые технологии сделают эти, как и многие другие, потери в принципе невозможными. Независимо от того, какой сезон на дворе — зима или лето.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter