Короткий час любви

Вряд ли кто-то из нас успел забыть, каким прохладным выдался нынешний май. Особенно донимали колючие северо-западные ветра, не добавляли комфорта в последний месяц весны и ночные заморозки. Так, во всяком случае, встречала нас с супругой природа, когда мы приехали по традиции на свою скромную посевную кампанию.

Коллаж Юлии Костиковой

Обычно к середине мая в этом красивейшем уголке земли белорусской среди лесов и озер уже вовсю цветут сирень и сады. На этот раз окружающая природа не торопилась радовать глаз. Однако без маленького чуда не обошлось. Сотворила его некая диковинная слива, растущая в дальнем уголке нашей усадьбы.

Проснувшись однажды утром, я увидел, как это небольшое деревце в одну ночь облачилось в праздничный наряд. Расскажу, однако, как оно оказалось на этом месте…

Лет пять назад поздней осенью после закрытия дачного сезона за нами приехала старшая дочь с мужем. Они привезли с собой какой-то заморский саженец. Сказали, что приобрели его на большой сельскохозяйственной выставке, так как не хотели уходить оттуда с пустыми руками. Взяли, как говорится, из интереса. Их, как они объяснили, особенно впечатлили плоды этого деревца, которые очень соблазнительно выглядели на картинке. Это были огромные, чуть ли не с кулак, красно-оранжевые сливы.

— Ну просто слюнки текут, глядя на них, — говорила Ирина, уговаривая меня посадить привезенное деревце.

Какой резон мне был отказывать? Однако, прямо скажу, в успех этой затеи я не верил и на несколько лет вовсе забыл о небольшом саженце, отстоящем вдали. Каково же было мое удивление, когда однажды заметил, что деревце принялось и красиво пошло в гору. Правда, заморская слива не цвела, но, как говорится, никому и не мешала. И вот на тебе! На пятом году в холодный май она вдруг расцвела и по красоте не уступала японской сакуре. У деревца были крупные белые лепестки, пронизанные яркими розовыми прожилками. Мне довелось однажды побывать в Японии и застать цветущую сакуру. Редкое по красоте зрелище. Но и наша слива выглядела молодцом. Если сакуру можно сравнить с нарядом для невесты, то нашу сливу я бы назвал самим свадебным платьем. Любуйся, да и только!

За этим занятием где-то к полудню я и застал бабушку Маню. Соседка шла мимо усадьбы и остановилась напротив деревца полюбоваться. Я знал, куда сейчас направлялась пожилая женщина. Шла по привычке навестить могилу своего Ясика. Не делала она этого только в один год, когда поддалась на уговоры дочери и переехала жить к ней в Россию. Не выдержала разлуки с домом, Ясиком, вернулась. Сейчас каждый день ходит на небольшое сельское кладбище, ухаживает за могилой мужа и соседними захоронениями.

Сейчас, сидя в беседке и наблюдая эту сцену, я тоже любовался и цветущей сливой, и нашей бабушкой Маней. О чем думает сейчас эта старенькая женщина? Возможно, вновь переживает те счастливые дни, когда была молодой и они с Ясем любили друг друга. Он работал в лесничестве, она — дояркой в родном колхозе. Была в профессии одной из лучших в районе, хорошо зарабатывала по тем временам. Потому и пенсия у нее сейчас самая большая среди наших стариков в поселке. Всего хватало в их жизни с Ясем. Когда я обустраивал свою усадьбу с рыбацким домиком, не раз слышал их ссоры. Понятно, что сейчас, стоя у цветущей сливы в ее свадебном наряде, Маня вспоминала не ссоры, а свои лучшие дни. Дни молодости и любви. Какими же короткими они ей, наверное, сейчас кажутся!

Ближе к вечеру Маня пришла к нам в усадьбу и принесла гостинец:

— Знаю, Иванович, тебе моя сливянка нравится, а больше угостить и нечем.

Тут соседка права. Как-то попробовал ее настойку и понял, что это по-настоящему лекарственный напиток. Делает его женщина по какому-то известному только ей рецепту, смешивая настои нескольких трав. Как-то баба Маня призналась, что готовит напиток в качестве снотворного. Мне кажется, что ее сливянка и вправду помогает избавиться от тягостных мыслей.

Я же расспросил соседку, как она пережила зиму, и в ответ на принесенный гостинец угостил ее любимым зефиром.

На следующий день у празднично цветущей сливы я заметил Павла. Он тоже остановился и любовался деревцем. Павел, о котором мне не раз приходилось писать, мой, как я шучу, управляющий делами. Он смотрит за усадьбой в мое отсутствие и помогает в некоторых работах. Минувшей осенью после моего отъезда он сломал ногу и долго лечился. Сейчас ходит с осторожностью. Хотел окликнуть соседа, но решил не отвлекать от зрелища, которым тот сейчас любовался. Возможно, в эти минуты он тоже вспоминает что-то значительное и красивое из прошлой своей жизни. Когда-то он работал поваром в одном из лучших латвийских ресторанов. Как-то туда зашла очень красивая женщина и сделала заказ. Похоже, кого-то ждала. Павел издали любовался незнакомкой и наконец решился подойти. Поинтересовался, не актриса ли она из известного кинофильма…

Неужели я действительно похожа на нее? — не без ехидства в голосе спросила красавица.

Видя смущение молодого человека, женщина пригласила его выпить чашечку кофе, сказав, что тот, кого она ждет, скорее всего, в этот вечер уже не придет.

Тогда про себя Павел подумал, что только идиот может не прийти к такой женщине. Было в ней что-то притягательное. Дерзкое и одновременно трогательное. Много лет спустя, когда во время одного из наших застолий сосед рассказал мне эту историю, я почувствовал, что встреча с той незнакомкой навсегда поселилась в его сердце. Он и сам признался, что ничего подобного с ним больше не случалось. Потому и не женился больше, когда во время одной из поездок к больной матери остался в нашем поселке.

— Сейчас, когда ты остался без матери и живешь тут один, не хочешь вернуться в Латвию и попробовать отыскать ту женщину? — спросил я однажды у соседа.

— Пустое это, Иванович, — ответил он тогда. — Сейчас меня там никто не ждет, да и знаешь, как там относятся к таким, как я. Что касается той женщины за столиком ресторана, то стар я уже искать иголку в стоге сена. Спасибо ей и за то, что время от времени она мне снится. Выходит, не забыл я о той короткой любви…

Сразу скажу, что наша красавица слива отцвела и сбросила свой праздничный наряд быстрее своих здешних сородичей. Не отыскал я и завязи, то есть каких-то признаков будущего урожая. Мне почему-то думается, что плодов на деревце так и не появится. Впрочем, возможно, они будут через год очередным чудом?

Мне же достаточно будет и того, если заморская красавица расцветет следующей весной. Возможно, ожидание новой встречи поможет бабе Мане удачно пережить еще одну зиму. Что-то похожее будет происходить и с моим соседом Павлом. Думаю, большинство из нас, как эти двое, когда-то пережили свой час любви, оставивший неизгладимый след в душе. Много это или мало? Наверное, у каждого по-разному. Главное, чтобы было что вспомнить…

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter