Короткая память — длинный ум?

С помощью мнемотехники можно увеличить объем памяти в 1,5 — 2 раза и запомнить учебник за 2 — 3 дня
С помощью мнемотехники можно увеличить объем памяти в 1,5 — 2 раза и запомнить учебник за 2 — 3 дня

Когда экзамены на носу, а выучено всего пару билетов, начинаешь думать, почему ты не московский репортер Шерешевский, который легко и быстро запоминал длинные ряды цифр, слов и бессмысленных слогов неизвестных иностранных слов, формул, геометрических фигур. Таблицу в 20 цифр он заносил в память за 35 — 40 секунд и через несколько месяцев мог «прочесть» все цифры хоть по диагонали, хоть по вертикали. Людей с феноменальной памятью история знает немало. Связана ли эта способность с особенностями мозга или ее можно развить?

Утверждают, что человек использует лишь около 1/10 нейронов своего мозга. На самом деле никто до сих пор этот объем не измерил. Сколько суток подряд профессор–нейропсихолог А.Лурия зачитывал информацию Шерешевскому, столько суток подряд Шерешевский ее воспроизводил.

— Более того, экстраординарные способности — не всегда признак большого ума, — рассказывает заведующий кафедрой общей и педагогической психологии БГПУ им. Танка Александр Лабонов. — Помню случай, когда девочка прочитала полторы страницы текста и пересказала его слово в слово. Некоторые стали говорить — одаренный ребенок. На самом деле оказалось, у нее задержка психического развития — ни на один вопрос по тексту она не ответила.

Если человек запоминает информацию неосознанно, он не сможет ею пользоваться. В Москве знаменитый доктор Райков занимался развитием творческих способностей людей в состоянии гипноза. И однажды учащийся ПТУ под гипнозом стал наизусть читать стихи Микеланджело. Когда его вернули в сознание, оказалось, что парень вообще не знает, кто такой Микеланджело. Просто однажды ехал в электричке, а за его спиной студентка читала стихи итальянского поэта, и на уровне сенсорной памяти он 100–процентно запомнил информацию. При этом ничего не понял и воспроизвел стихи чисто автоматически.

Считается, что человек с хорошей памятью за 10 — 30 секунд запоминает в среднем 7 «единиц информации», которые сохраняются в памяти надолго. Но при одном условии: если эти данные постоянно не извлекать из памяти, не вспоминать. Если часто повторять одну и ту же мысль, она упрощается и обобщается.

— Я студентам говорю: хотите «стереть» знания лучшего студента в группе, задавайте ему как можно больше вопросов, — говорит Александр Лабонов. — Понимать предмет он будет лучше всех, но на экзамене ответит уже схематично, без примеров и деталей. От его знаний останется сухое дерево. С информацией нужно обходиться осторожно.

Осознание информации становится более важным, чем ее запоминание. Есть даже психологическая концепция, из которой следует, что память и мышление — фактически взаимоисключающие процессы. Чем лучше начинает развиваться мышление, тем хуже работает память. Впрочем, у этой теории немного приверженцев.

— У нас на курсе был парень из Эстонии, — вспоминает Александр Павлович. — Он выучил весь словарь португальского языка, но строить предложения на португальском так и не научился. Такие способности студент развивал с детства. Он вообще никогда не читал художественную литературу, только энциклопедии. И когда мы обсуждали какую–либо книгу, он цитировал разных критиков и говорил, что мы вообще ничего в этом произведении не смыслим, хотя сам его не читал. Видите разницу между знаниями? Можно владеть огромной информацией и не уметь ее передать, а можно владеть минимумом информации, но пользоваться ею на 100 процентов. Память — не самоцель. Надо знать главное, все остальное можно посмотреть в справочнике.

Память можно тренировать так же, как спортсмен мышцы. Способов много. Знаете, например, как развивают фотографическую память у разведчиков? На стол ставят 4 предмета, нужно запомнить их за 2 секунды. Постепенно количество предметов увеличивается. После таких тренировок, зайдя в комнату, где вы были только раз, сможете точно перечислить, что из нее пропало.

— Обычно у людей с феноменальной памятью хорошо развито образное мышление, — говорит социальный психолог Республиканского центра проблем человека БГУ Жанетта Тапехо. — В моей практике был случай, когда девочка запоминала номера телефонов как цепочку звуков: 2 — короткий гудок, 8 — длинный. Она училась в музыкальной школе, и у нее была хорошо развита слуховая память.

Большинство обладателей сверхпамяти целенаправленно развивали свои способности, используя метод, известный еще в Древней Греции и Риме. Его обычно называют «методом Цицерона» или «методом Римской комнаты». Суть состоит в том, что информацию вы как бы расставляете в хорошо знакомой комнате. Например, идете в магазин и собираетесь купить много продуктов. Сначала вы мысленно располагаете их в разных комнатах. Потом приходите в магазин и вспоминаете, что и куда «положили».

— Готовясь к экзаменам, нужно использовать все виды памяти, — советует Жанетта Тапехо. — Текст выстраивать в виде схем, цепочек, табличек, использовать принцип матрешки: когда одно понятие включает в себя два других. Все эти чертежи помогут понять логическую взаимосвязь материала, и их легко повторить перед экзаменом. Можно материал зарисовывать, записывать на магнитофон и прослушивать, представлять в виде фильма, мультика. Новую информацию лучше запоминать, нанизывая ее на старые, давно известные сведения. Или учить билеты перед зеркалом: представьте, что ваше отражение — это экзаменатор, и вслух отвечайте на его вопросы.

— И самое главное — не дочитывать билеты перед дверью университета, — советует Александр Лабонов. — День перед экзаменом лучше вообще дать себе отдохнуть или же готовиться к другому предмету. Информация должна «перевариться». Нельзя перегружать память большим количеством данных. Мозг просто не воспримет эту информацию, заблокирует ее. А «зубрить» не только неэффективно, но и вредно.


Совет «СБ»

На экзамене лучше начинать ответ с общих выводов, а заканчивать частными деталями, тогда есть вероятность, что экзаменатор вас прервет. Если же начнете с деталей — будет слушать ответ до конца.

Иногда полезно «случайно» не договорить важную информацию, и тогда дополнительный вопрос вам зададут именно на «упущенные факты». Если ответ вы не знаете, попробуйте его «вытянуть» из преподавателя наводящими вопросами: так ли я вас понял? это ли вы имеет в виду?

Только не молчите! Лучше притвориться, что забыли, чем признаться, что никогда и не знали.



Кстати:

Улучшению памяти способствуют витамины С, Е, В6, В12, бета–каротин, пантакрин (вещество, которое получают из рогов оленя), жирные кислоты, содержащиеся в лососе, тунце, сардинах, сельди, вытяжка из растения гинкго билоба. Кофе лучше заменить зеленым чаем — он повышает энергетику и действует намного дольше.



Тренируйся, брат!

Через 5 — 10 минут после пробуждения как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до 1.

Повторите алфавит, придумывая на каждую букву слово. Если вы забыли какую–то букву или не можете придумать слово, не останавливайтесь. Здесь важен темп.

Назовите 20 мужских имен и столько же женских.

Выберите любую букву алфавита и назовите 20 слов, начинающихся с нее.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter