Выведет ли холдинг льноводство из кризиса?

Короткая память длинного волокна


2. «За» и «против» холдинга


Итак, нынешней осенью недополучено примерно четверть тресты от запланированной. Одна из причин — недосев почти 10 тысяч гектаров. Почему это случилось?



Заместитель гендиректора, начальник управления по производству, переработке и реализации льноводческой продукции РО «Белагросервис» Олег Иванчик полагает: виной всему недостаточное внимание регионов долгунцу. Хуже всего дела с площадями в Витебской области: вместо 17 тысяч гектаров лен занимал лишь 12,7 тысячи. Гродненская — минус 2 тысячи. Брестчане хотя и выполнили задание, но недобрали 6,2 тысячи тонн тресты. Поэтому на 2017-й добавляют поля, чтобы застраховаться от капризов погоды.

ОЛЕГ Иванчик не согласен с заместителем  гендиректора Оршанского льнокомбината Натальей Велюгиной в том, что не хватает техники для уборки. Например, на заводах более 300 оборачивателей тресты и 49 очесывателей, купленных при поддержке государства. Это без учета прицепной техники, которая есть на льнозаводах. Достаточно для соблюдения технологии. Другое дело, задействована она не в полную силу. Заводы не могут держать механизаторов, которые будут работать на машинах только один месяц в году. Поэтому техника и простаивает. Чтобы подобного не случалось, надо приглашать со стороны людей, имеющих навыки и удостоверения. А это уже зависит от руководителей заводов, их умения договариваться. К подобной работе мог бы подключиться и Оршанский льнокомбинат. Он, кстати, так бы и поступал, если бы состоял в одном холдинге с заводами и был заинтересован в повышении качества сырья.

А вот Дубровенский льнозавод несколько лет подряд приглашал для работы на оборачивателях студентов БГСХА, но два года назад отказался от услуг. Аргументы? Молодые люди слишком долго осваивают незнакомую технику, а время не ждет, операции надо проводить в срок. Поэтому упор сделали на свои силы. Подготовили десять человек, у которых летом мало работы: кочегаров, слесарей, подсобников. В прошедшем сезоне вопросов с оборачиванием не возникало.

Есть проблемы и со сроками уборки тресты. Специалисты рекомендуют завершить ее к 25 сентября. В этом году, как и в предыдущие, работа затягивалась на месяц. Между тем, по словам начальника отдела льна и технических культур Минсельхозпрода Татьяны Вечерской,  в распоряжении заводов более 600 пресс-подборщиков, их достаточно, чтобы провести уборку в оптимальные сроки.

Можно долго говорить о технологии. Но основная проблема — финансовое состояние отрасли. Многие годы она была хронически убыточной. За три квартала вышли на среднюю рентабельность по конечному результату плюс 0,8 процента и около 60 процентов льнозаводов сработали с прибылью.

Однако успехи могли быть и большими, если бы не проблема   закупочных цен на сырье. Они существенно разнятся на госзаказ и экспорт. Вот информация к размышлению.

За 9 месяцев от поставок на внутренний рынок длинного волокна прибыль получил один Горецкий льнозавод. Остальные — убытки. Экономику первичных переработчиков спасает лишь экспорт. Рентабельность заводов от реализации всего волокна в счет госзаказа — минус 22,8 процента. На экспорт — плюс 31,4. Длинное волокно: внутренний рынок — минус 30,6, зарубежный — плюс 11,1. Короткое — соответственно минус 10,8 и плюс 64,3. В целом, повторюсь, заводы сработали с рентабельностью 0,8 процента. У Оршанского льнокомбината, между прочим, — 22. 

Согласитесь, есть повод задуматься. Ведь все заняты переработкой одной сельхозкультуры.

ИДЕЯ преодоления многих проблем отрасли с помощью льняного холдинга витает в воздухе давно. Шесть лет назад протоколом поручений Президента при посещении Витебской и Минской областей предлагалось: Совету Министров совместно с Витебским облисполкомом и НАН подготовить и внести на рассмотрение Главы государства положение о создании в Витебской области организации, основанной на взаимных кооперационных отношениях и других формах производственного, технологического, финансового и научного сотрудничества, включая производителей, переработчиков и Оршанский льнокомбинат. Правительство поручило разработать проект нормативного правового акта концерну «Беллегпром» совместно со всеми заинтересованными структурами. И... все.

Нынешним летом председатель Витебского областного Совета депутатов Владимир Терентьев, выступая на V Всебелорусском народном собрании, снова поднял тему холдинга, который должен объединить предприятия в производственной цепочке от поля до прилавка. Президент предложил снова изучить проблему и принять окончательное решение. Будет ли оно обоснованным? Если без желаемого результата, прироста продукции, инновационной, востребованной на рынке, — не надо этим заниматься.

Помните, гендиректор Оршанского льнокомбината Владимир Нестеренко заметил: холдинг нужен лишь тем предприятиям, которые хотели бы свои проблемы решить за счет комбината. Начальник отдела Минсельхозпрода Татьяна Вечерская  предлагает перенять опыт сахарной отрасли. Там между переработчиками и производителями сырья установились тесные отношения, приносящие пользу обеим сторонам. Это касается не только авансирования закупок семян, удобрений и средств защиты растений, но и   создания сырьевой зоны. Такой подход  позволит загружать мощности льнокомбината вне зависимости от графиков поставки, сформировать необходимый запас сырья для обеспечения бесперебойной работы в течение года. К тому же на мировом рынке, где белорусский лен котируется достаточно высоко, кооперативно-интеграционная структура должна выступать как единый оператор по реализации льнопродукции на экспорт, исключая посредников, координируя цену. 

Такая же точка зрения у директора ОАО «Горкилен» Виталия Евтиховича: 

— При работе комбината и заводов в одной структуре будут учитываться особенности труда производителей и первичных переработчиков льна. Пока же к нашим словам не всегда прислушиваются, не делают поправку на погоду. 

Директор Дубровенского льнозавода Анатолий Босенков против объединения в одну структуру:

— Я боюсь холдинга, потому что после его создания заводы заставят больше волокна сдавать на льнокомбинат. А нам это невыгодно, потому что на экспорт оно в 1,6 раза дороже. Могут обвинить в непатриотизме. Но, простите, почему внутренние закупочные цены такие, что даже самым эффективным предприятиям продавать приходится ниже себестоимости?

Директор Пружанского льнозавода Николай Жогал:

— Я против холдинга. Никакая координация деятельности не поможет, если руководитель льнозавода не наладит дело на должном уровне. Льнокомбинат не станет искать нам лучшие земли и выращивать хороший урожай. Это надо уметь делать самим. Более того, если у слабых предприятий будут проблемы с выполнением госзаказа, то таких крепких, как мы, заставят поставлять сырье вместо них. А это дополнительные убытки. При нынешней ситуации у заводов есть некоторая свобода действий ради улучшения финансового состояния. При объединении в интегрированную структуру мы ее потеряем и проиграем в деньгах. А убыточным заводам не стоит строить иллюзий, что комбинат их спасет. Он тоже не богат.

Как видим, мнения разошлись. Чтобы окончательно определиться, нужен холдинг или нет, стоит создать специальную комиссию из представителей различных ведомств. Пусть она взвесит все «за» и «против», чтобы принять наилучшее решение для всей страны.

Однако вместе или порознь всем льноводам надо прежде всего научиться выращивать много хорошего долгунца. Как это сделать? Порассуждаем об этом в заключительном письме.

(Окончание в следующем номере.)

gedroiz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter