Чем живут и как зарабатывают провинциальные театры Беларуси

Короткая гастроль

Почему столичные критики не жалуют театральный Бобруйск?

Бобруйск всегда был театральным городом. Еще в XIX веке сюда с удовольствием приезжали различные труппы, а в 1869 году  здесь дебютировала знаменитая Мария Савина. В начале XX века в городе работал частный еврейский театр. Часто гастролировала труппа Владимира Кумельского, которая в 1932 году стала основой Государственного русского театра БССР с базой в Бобруйске. С тех пор она часто переезжала: то в Могилев, то в Гродно, меняя названия и жанровую направленность репертуара. И — давая жизнь новым храмам Мельпомены. В последний раз, в 1970 году, — Государственному театру музыкальной комедии. Иными словами, у Могилевского областного театра драмы и комедии имени В.И. Дунина-Марцинкевича судьба непростая, но захватывающая, построенная по всем законам драматургии.



СЛУЧАЛОСЬ, в труппе оставалось не больше десятка человек. Но это не мешало театру воскресать, жить и развиваться. Так было и в 1956 году, когда он окончательно обосновался на Могилевщине и получил название Бобруйский передвижной белорусский драматический театр. Судя по названию, призван был нести культуру в глубинку, и поэтому репертуар его на тот момент складывался в основном из пьес, близких сельскому зрителю. Сегодня он в основной своей массе не отличается от городского, но, как оказалось, «передвижные» спектакли актуальны и спустя 60 лет.  

Роль моего экскурсовода досталась одной из ведущих актрис театра и заведующей литературной частью Алле Граховой.

В свободное от спектаклей время незаполненный зрителями театр кажется просто огромным. Большой он не только по областным, но и столичным меркам: 555 мест. Для 200-тысячного города, прямо скажем, многовато. И это, к сожалению, не всегда идет на пользу: все-таки театр дорожит своей камерностью. Зато его уж точно не спутаешь ни с каким другим, есть в его убранстве своя изюминка: гобелен во всю стену, который украшает один из холлов (так называемый Гобеленовый зал). Имя автора и название фабрики, на которой создано произведение, забыто, но ни служители Мельпомены, ни бобруйские зрители уже не представляют свой театр без него. 



Но все же главные изюминки кроются в репертуаре, а не в интерьере. Областной театр драмы и комедии — единственный, который поставил все пьесы Дунина-Марцинкевича, а также посвященный ему спектакль «Комедиант». И совсем не случайно носит имя знаменитого драматурга — тот родился в бобруйском имении Панюшковичи. Здесь проходит и фестиваль национальной драматургии его имени, и, несмотря на статус республиканского, принимает он театральные коллективы не только из Беларуси, но и России, Украины, Молдовы. 

Сегодняшний репертуар театра — 26 взрослых спектаклей и 19 детских. Среди них и классика, как белорусская, российская, так и зарубежная, плюс произведения современных авторов. Жанры самые разнообразные — комедии, драмы, трагедии и даже экспериментальные постановки. Директор театра Вероника Винель заверяет меня, что режиссеры имеют полную свободу выбора. 

Но поскольку вечерние спектакли дают только трижды в неделю (по пятницам, субботам и воскресеньям), в реальности на каждую из постановок зритель может попасть очень редко. Подход для такого большого театра оправданный: в городе и окрестностях просто нет такого количества зрителей, чтобы заполнить зал на одни и те же спектакли. Эта же особенность вынуждает регулярно готовить премьеры, чтобы не наскучил репертуар. 

Опять же, чтобы не отпугнуть зрителя, цены на билеты стараются «придерживать». Сегодня это от 30 до 50 тысяч рублей. Для сравнения: Ефим Шифрин, который выступал с юбилейным концертом на сцене театра в начале марта, брал за билет от 160 до 200 тысяч. Московский театр современной комедии, который покажет здесь в конце месяца пьесу «Безумства любви», — от 220 до 270 тысяч. При этом взыскательный бобруйский зритель частенько остается недоволен качеством игры заезжих трупп. 


Сцена из спектакля «Волшебный корабль»

Тем временем создание нового спектакля обходится театру в 30—40 миллионов рублей. Несложно подсчитать: для того чтобы отбить затраченные на производство средства, собирать полный зал нужно как минимум два раза в неделю. И это без учета расходов на сам показ, содержание здания и труппы. Все это выливается в копеечку. И если раньше государство выделяло театрам дотации на постановки, то с каждым годом они сокращаются, а сейчас стоит задача о выходе на самоокупаемость. Выручают в этой ситуации, как ни странно, сказки. Они менее затратные в смысле производства, а детский зритель традиционно активнее, чем взрослый. К тому же с этим «сказочным» репертуаром артисты выезжают в детские сады, школы, а летом и в лагеря — как местные, так и соседних районов. Конечно, билеты на детские представления дешевле — 20—30 тысяч рублей, но и подготовка спектакля обходится недорого. Выездная постановка с участием от пяти до восьми актеров да 3—4 человека обслуживающего персонала (водитель, костюмер, реквизитор и в случае необходимости парикмахер) стоит порядка 10—12 миллионов рублей. Замдиректора Галина Полюшина поясняет:

— У нас есть план по выездам на село. Для этого предусмотрен специальный транспорт. Чаще всего, конечно, везем сказки. Но есть и взрослые спектакли: «Осторожно: женщины Парижа!» Курейчика и «Без Егора будет горе» Ткачева. Выезжаем и в другие районы: Кличев, Быхов, Горки, Глуск, Жлобин. Конечно, считаем каждый рубль. Нам важно, чтобы поездка не только окупалась, но и приносила прибыль.

Что касается гастролей, они чаще всего обменные и очень короткие. Дружит областной театр драмы и комедии с коллегами из Калуги и Брянска, с молодежным театром «С улицы Роз» из Молдовы. Но у кишиневских актеров нет своего здания, и, приезжая на гастроли в Бобруйск, они не могут пригласить своих коллег к себе. Прекрасные отношения у бобруйчан с Днепродзержинским музыкально-драматическим театром, на базе которого проходит международный фестиваль «Классика сегодня». Есть приглашение и из российского Котласа на фестиваль для детей и юношества «Тарарам».

Зрителю нужна хорошая пьеса. Не обязательно комедия, хотя ее, конечно, любят больше. Но обязательно хорошая. И желательно современная. Потому что это нам ближе.

В этом, кстати, и призван помогать служителям Мельпомены фестиваль национальной драматургии, который проводится в Бобруйске, — в прошлом году проходил уже в пятый раз. Помимо конкурсных показов, устраивают и читки. Случается отыскать в потоке пьес настоящие жемчужины. 

ОДНАКО основная беда региональных театров — это уверенность наших и театральных деятелей в том, что жизнь существует только в пределах Минской кольцевой дороги. Ежегодно к 27 марта Белорусский союз театральных деятелей присуждает премии. Каждый театр выдвигает на соискание своих номинантов. Но как часто эти премии получают актеры и режиссеры с периферии? В основном столичные. И понятно, почему. Голосуют за тех, кого знают и кого видели. А выехать в регионы, изучить досконально репертуар? Увы…

Не складывается с критиками и у театра имени Дунина-Марцинкевича. Взять, к примеру, «Идиллию». Всегда были полные залы на показах. Постановка получила признание на фестивале «Классика сегодня» в Украине, актеры привезли оттуда награды, российские театры взялись сами ставить пьесу. Но отечественные критики отнеслись к бобруйской «Идиллии» прохладно. При этом похожая трактовка этой же пьесы в одном из минских театров спустя некоторое время снискала положительные отзывы. Такие же истории и с присвоением званий актерам региональных театров. Хотя в том, что среди них есть достойнейшие, сомнений нет. 

bolshakova@sb.by

Фото из архива театра
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter