Календарь и традиции

Коротка купальская ночка

В православном церковном календаре следующую неделю открывает (3 июля) день памяти священномученика Мефодия, епископа Патарского (III — IV век), оставившего в наследие потомкам свой духовный труд под названием «Откровения». Его рассуждения об истории мира от Адама и до светопреставления разделены на семь периодов, и предсказания, к сожалению, далеки от оптимизма. Может, поэтому у восточных славян и появилась поговорка: «Мефодий печаль о нас всех и о наших делах дождями насылает». Да, в этот день внимательно наблюдали за всеми проявлениями погоды и буквально молились — чтобы не пошел дождь. Но если это все же случится, то, скорее всего, непогода затянется на сорок дней! Северо–восточный ветер также не принесет ничего доброго и будет набирать силу до самого конца месяца. А вот юго–западный поток дарит робкую надежду, что лето хотя и с опозданием, однако еще состоится.


И конечно, 3 июля — наш большой праздник: день освобождения Минска от гитлеровской оккупации в 1944 году. По–белорусски июль называется «лiпень» — время цветения липы. Когда после войны отстроилась главная улица города — нынешний проспект Независимости, вдоль него с двух сторон высадили липы. Они распускались к началу июля, и это было очень красиво и символично.

На будущую неделю выпадает также один из самых красивых и романтичных народных праздников — Купалье. По поверью, ночь на Ивана Купалу удивительна и волшебна, наполнена разными чудесами и обязательно борьбой со злом. А для того чтобы остановить злые силы, над порогом всех построек наши предки вывешивали острые и колющие предметы: серпы, иглы, ножи, рядом — их природную замену: «пякучку»–крапиву.

В эту необычную ночь, купальскую, молодежь традиционно загадывала о своем будущем. Завораживающе выглядели гадания на венках, пущенных на воду. Венки сходились — знак скорого «вяселля». Венок, подхваченный и унесенный водой, обещал такое же бурное течение жизни. Собранные веточки, «купалкi», приносили домой и затыкали между бревнами, за образами, под потолком. Если растеньице вскоре полностью распускалось — семью ожидали здоровье, достаток и вообще счастье. Наполовину распущенные веточки говорили сами за себя. Ну а увядшие — не обещали ничего доброго.

Гадали и на подорожнике–«трыпутнiку». Срывать его требовалось обязательно в полночь и «на скрыжаваннi дарог», «на ростанях», быть совершенно без одежд и с распущенными волосами. К тому же срывать не руками, а, лежа на земле, отщипнуть листок зубами (!). Сорванный подорожник приносили домой, клали под подушку с надеждой, что следующей ночью приснится «сужанька». «Трыпутнiк» — растение сильное, жизнестойкое. По легенде, это «ваяр», единственный из всего войска оставшийся в живых. И лежали перед ним три дороги: одна золотом выстлана, вторая — серебром, а третья, к дому, родне и жене, — слезами облита. «Ваяр» понимал, что выбранная им дорога, мокрая от слез, означает беду, — «жонка ў палоне, а радзiна забiтая». И просит тогда свою «шаблю вострую» снести ему голову с плеч, а придорожные кусты — пошуметь о нем, «зязюльку» — покуковать–поплакать над ним. На месте гибели «ваяра» выросла трава — стойкая и «гаючая», чувствующая боль людскую, — подорожник–«трыпутнiк».

Коротка купальская ночь. Но до восхода солнца молодежь успевает и по росе покачаться, и в реке искупаться. Хотя вот на Сморгонщине как раз купаться и запрещалось — чтобы «не замуцiць вады на дзень Ражства Iаана Хрысцiцеля» (7 июля). Знаковым считался момент появления первого солнечного луча — когда «сам Гасподзь Бог па небе ходзiць, каб паслаць свет на зямлю». А период времени непосредственно перед восходом солнца назывался — «да свету». Время «да свету» также очень важное, присутствует во многих ритуальных действиях. Для здоровья нужно вымыться «да свету» в Чистый четверг; «да свету» разрубить веник–деркач на пороге — чтобы уничтожить грехи; вымести хату — чтобы вышли из нее всякие «хваробы», жучки–паучки; обойти три раза с колесом от телеги вокруг своих соток — чтобы коршун не таскал кур и цыплят; «да свету» собрать «лекавыя зёлкi» на Купалу, срезать три раза траву, начиная сенокос, — чтобы весь покос был удачным и без дождей; перебросить «праз страху» кусок льда на исходе зимы — чтобы прогнать ее. И сам восход солнца на Купалу всегда ожидается особенным: солнышко должно играть — двоиться, троиться и переливаться разными цветами. Время такое!
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter