Календарь и традиции

Коронованное лето

О завершающих июньских днях говорят так: «Сонца iдзе цiшэй i нават крыху застойваецца». В это время в лесах и рощах стихают птичьи голоса. У пернатых свой календарь — вывелись птенцы, и здесь уже чирикать не выпадает: надо носить в клювах пропитание для требовательного и весьма прожорливого потомства.


Июль — ядро лета. Обычно месяц радует прекрасной погодой, даже июльские дожди особенные: теплые, непродолжительные. Случается, проливаются прямо под яркими солнечными лучами, и тогда капельки воды сверкают, как драгоценные камни. Такой дождь называют: слепым, грибным, заячьим, солнечным... А еще: «царевна плачет», действительно, только у царевны бывают слезки–бриллиантики. После чего мы любуемся удивительным явлением — радугой–«вясёлкай», коронующей лето.

По поверьям, радугу сотворил и послал людям Бог, чтобы уравновесить количество влаги на земле, предупредить потопы, ведь «вясёлка» знает меру дождям. В традиционном народном представлении «вясёлка» считалась огромной нерукотворной небесной аркой, один из концов которой опускается в море, реку, озеро, откуда «цягне» воду и все, что в воде есть. Затем поднимает все это высоко в небо, для очистки, после чего вода выпадает на землю в виде дождя. Существовало даже опасение, что если в такое время оказаться в воде или рядом с ней, «вясёлка» способна «уцягнуць» человека и перебросить его на дождевую тучу. Попробуй–ка оттуда вернись домой!

Вообще, следующая неделя в традиционном народном календаре довольно скромная и небогатая на праздники. Начинает ее 26 июня Акулина–гречишница. Своя гречка появилась в Беларуси только в ХV — ХVI веках. А до того завозили с территории России и Украины. Из гречневой крупы варили кашу, из муки пекли блины. Но пока не стали выращивать культуру у себя, относились как к продукту праздничному, редкому и заморскому. Позже, когда хорошо освоили, любимой у нас стала гречневая каша «са швядамi» — крохотными, обжаренными почти до состояния семечек шкварочками и луком, иногда еще приправленная мелко нарезанным крутым яйцом.

Сельчанам июль работы только прибавляет: «I косiць, i жне, доўга спаць не дае». Так что, «хто ў лiпенi на поле пацее, таго ўзiмку i печка пагрэе». Набирают силу, становятся сочными, сильными, готовыми к покосу травы. Конечно, сейчас с косьбой справляется техника, но и сегодня традиционная ручная коса, мастерски отбитая, заточенная бруском, не уступает своего «пачэснага» места. Разве может что–то заменить аромат луга, тихо утопающего в легком утреннем тумане, замершие в росе травы и звон косы. Красота! А когда солнце поднимется выше, так хорошо напиться холодной чистой криничной воды или кваса–«бярозавiка». Раньше хранили воду в «бiклагах» — особой посуде, изготовленной бондарями из дерева, чаще всего из дубовых клепок — продолговатых трапециевидных или округлых планок, стянутых обручем. Переносили «бiклагi» на ремне, крепившемся на специальных ушках по бокам сосуда. Встречались «бiклагi» в виде кадочки с носиком — мастерски обработанным сучком одной из клепок. Неудивительно, что такая удобная и натуральная посуда использовалась в белорусском крестьянском быту аж до середины ХХ века.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter