Врач-кардиолог, которая лечит пациентов с коронавирусом: «Ситуация сложная, но мы были к ней готовы»

Коронавирус учит ценить жизнь

Времена, когда медики работают в режиме цейтнота, вернулись — каждый день в стране регистрируется все больше заболевших коронавирусом. Но нынешняя ситуация все же отличается от той, что была весной: теперь врачи могут опираться не только на методички и советы зарубежных коллег, но и на собственный богатый опыт. Чем для специалистов примечательна вторая волна COVID-19 и как они поддерживают пациентов, нам рассказала Анна Черненко, заведующая кардиологическим отделением 3-й городской больницы Минска.

Жаловаться некогда — нужно работать

Словить момент, когда Анна Анатольевна свободна, сейчас практически невозможно: утром у врача традиционная планерка с коллегами, затем — красная зона до обеда, небольшой перерыв и снова в бой, на осмотр пациентов. Пообщаться нам удается только ближе к вечеру — медик старается не показывать усталости, но следы от защитных очков на ее лице говорят обо всем.

— Весной работать было очень сложно, —
признается врач. — До пандемии мы лечили пациентов с сердечными патологиями, но тут пришлось быстро переквалифицироваться в инфекционистов, прочитать огромное количество литературы, изучить протоколы. Впрочем, это для нас не новость, ведь врачи учатся всю жизнь. Как только мы начали принимать пациентов, стали заболевать медики. Людей не хватало, поэтому врачи взвалили на себя еще и работу медсестер, санитарок. Но жаловаться было некогда, мы все старались собраться и хорошо делать свою работу. Знаете, со временем человек привыкает ко всему. Даже к вмятинам на лице после СИЗов и невыносимой жаре внутри костюма, в котором заходим к пациентам. Надо значит надо.

Анна Анатольевна не скрывает: не все медики смогли справиться с нагрузкой, некоторые ушли в отпуск или уволились.

— Сразу я обижалась, не понимала, как же так. Но врачи — это ведь обычные люди, пусть и взявшие на себя повышенную ответственность. У каждого из нас есть родственники, пожилые родители. Представьте, как сложно той же санитарке, которая живет с мужем-астматиком — он ведь может не перенести инфекцию. Зато к нам пришли молодые и очень способные девочки-медсестры, мы их потихоньку обучаем всем премудростям работы. Стараюсь никогда никого не осуждать, это выбор каждого человека: ты можешь уйти и помочь близким или остаться и спасти десятки человек. Лично я выбрала второе и очень благодарна коллегам, которые сделали так же. Вообще, в последнее время я начала ценить в людях обязательность, могу положиться на человека, только если у него есть это качество. Наша война с COVID-19 показала истинное лицо каждого.

Страх и агрессия — эмоции, которые весной читались в глазах многих пациентов, заразившихся коронавирусом. Но со временем люди поняли: эту инфекцию можно победить.

— В первые дни работы у меня складывалось впечатление, будто все сошли с ума. Сейчас пациенты стали спокойнее, но все равно нам приходится долго с ними общаться, настраивать на позитивный лад. Каждый день, заходя в палату, начинаю разговор с фразы: «Здравствуйте! Как ваши дела, что новенького?» Без доброго отношения к людям ничего не получится, ведь они все чувствуют. Каждый пациент для меня — чей-то близкий человек, которого с нетерпением ждут дома. К тому же мы понимаем, что постоянно лежать в палате без возможности выйти на свежий воздух очень сложно психологически — тут даже самые крепкие нервы могут не выдержать.

Посторонним вход воспрещен

В кардиологическом отделении летом был небольшой перерыв от карантина — врачи ненадолго вернулись к своей привычной работе и лечили сердечников. Но 30 сентября на двери корпуса снова появилась говорящая вывеска «Посторонним вход воспрещен».

— Мы не расслаблялись, даже когда были чистыми, ведь ты до конца не знаешь, инфицирован человек или нет. Ковидные пациенты периодически появлялись, мы их изолировали и лечили отдельно. Летом люди думали, что болезнь ушла: я заходила в магазин в маске, а на меня смотрели с удивлением. Но мы понимали, что этот вирус никуда не исчез, поэтому готовились к приходу второй волны.

Мы уже знаем врага в лицо, хорошо чувствуем больных, понимаем, на кого нужно обратить пристальное внимание.

Да и теперь все врачи в строю, поэтому аврала нет. Хотя не могу сказать, что работа легкая — нагрузка у нас большая.

Спрашиваю у Анны Анатольевны о насущном — хватает ли врачам средств индивидуальной защиты. Медик отвечает, что проблем с этим в больнице не было никогда.

— У нас очень хороший главный врач (Наталья Саевич. — Прим. ред.), я еще училась с ней в ординатуре, поэтому знаю, о чем говорю. Она не просто обеспечила нас всем необходимым с первых дней, но и сама работала в приемном отделении, когда привозили людей с коронавирусом. Человек буквально жил на работе: когда видишь, что руководитель на такое способен, стыдно не соответствовать. Напоследок я очень хочу попросить всех, кто прочитает это интервью, беречь себя и родных. Это ведь не сложно — соблюдать социальную дистанцию, носить маску в транспорте и магазине. У каждого из нас есть близкие, которых мы боимся потерять. Коронавирус лично меня научил ценить жизнь и быть внимательнее к людям — хочется, чтобы эти простые истины понял каждый.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter