Владимир Гусаков — о совместных международных проектах и разработках белорусских ученых против COVID-19

«Коронавирус коварен. Поэтому вакцин должно быть много»

Белорусские ученые договорились с российскими коллегами объединить усилия в борьбе с коронавирусной инфекцией. Прежде их наработки были совместными в области космоса, новых материалов, аграрного комплекса, биотехнологий. Сейчас, помимо прочего, они направлены на создание совместной вакцины, изучение вируса в генетическом плане и его мутаций. О сотрудничестве с Российской академией наук и учеными из других стран, общих проектах, противовирусных лекарствах и других находках против COVID-19, изобретенных белорусами, — в разговоре с председателем президиума НАН Беларуси Владимиром ГУСАКОВЫМ.

— Владимир Григорьевич, расскажите о сотрудничестве с Российской академией наук до пандемии. Какие совместные проекты реализованы, в чем достигнуты успехи и какими разработками можно гордиться?

— Сотрудничество ученых Национальной академии наук с коллегами на международной арене — один из наших приоритетов. Ведь именно в тесной кооперации достигаются прорывные результаты. А в науке это проявляется в высшей степени. О чем, в частности, свидетельствуют международные проекты класса «мегасайенс», такие как Международный экспериментальный термоядерный реактор или Большой адронный коллайдер.

Традиционно ведущее место принадлежит российскому вектору, прежде всего Российской академии наук. Это взаимодействие продуктивное и многолетнее — между институтами и исследователями, центрами и лабораториями. Успешно выполнено около 50 программ Союзного государства (в том числе 33 — с участием НАН Беларуси). Спектр решенных задач очень широк: от разработки суперкомпьютеров и освоения космического пространства до лазерной техники, новейших композитов и продукции агропромышленного комплекса. Сейчас продолжается реализация пяти программ. В стадии активной подготовки — концепции и проекты еще 19. Их тематика предельно актуальна — это комплексное развитие систем дистанционного зондирования Земли, приборостроение и микроэлектроника, новейшие биотехнологии, инновационные технологии для АПК и многое другое.

Особо отмечу, что благодаря тесному сотрудничеству с российскими коллегами мы вышли в космос и покоряем шестой континент — Антарктиду. 

— Как российские коллеги отреагировали на объединение усилий в создании вакцины против COVID-19? У них в этом плане есть определенные подвижки, препараты проходят поэтапные испытания. Какими могут быть заделы для совместных разработок с другими странами?

— Выигрывают в мире сейчас быстрые и эффективные. Поэтому наука Беларуси и России должна совместно реализовать свой потенциал и быстро давать экономике результаты. И это единая, общая позиция наших ученых. Естественно, предложение о кооперации в борьбе против COVID-19 нашло максимально быстрый отклик. Провели в видеоформате международную конференцию, многое обсудили. По сообщениям информационных агентств, в России на 14 платформах разрабатываются 47 вакцин от коронавируса. Одну из них испытали на группах добровольцев, у которых впоследствии выявили необходимые антитела. И подтвердилась безопасность компонентов. Конечно, мы понимаем, что перед применением предстоит серьезный анализ данных, комплексные исследования и итоговые отчеты с выверенными результатами. Но на одном варианте вакцины останавливаться нельзя. Коронавирус коварен быстрой мутацией, он по-разному влияет на различные группы людей — как в связи с возрастным признаком, так и ввиду отягощения сопутствующими заболеваниями. Поэтому вакцин должно быть много и от разных производителей, что в результате конкуренции обеспечит в том числе их доступность.

В июле с зарубежными коллегами поучаствовали в видеоконференции, которую проводила Международная ассоциация академий наук. Белорусская сторона предложила заделы для дальнейших совместных разработок. Это фундаментальные и прикладные исследования по изучению действия коронавируса и состояния иммунитета после инфицирования, по установлению связи между строением вируса и химическими соединениями с помощью компьютерного моделирования, по исследованию свойств ультрафиолетового излучения. Также это создание средств диагностики, фармацевтических и иммуномодулирующих препаратов для профилактики и лечения. В эпоху глобальных вызовов важно выходить из кризиса сообща, обмениваясь новейшими знаниями, технологиями, используя приборно-лабораторную базу для совместных экспериментов.

— Еще до пандемии в Беларуси разработан ряд противовирусных профилактических препаратов. Расскажите о самых эффективных из них. Продолжая тему, хоть новая инфекция мало изучена, могли бы вы предварительно назвать определенные наработки лекарств от COVID-19.

— Создание и выпуск препаратов — одно из наших основных и успешных направлений. Некоторые фармсубстанции, особенно противоопухолевого действия, медики признали «золотым стандартом». Из академических противовирусных разработок наиболее известны флустоп, рибаварин, лейковир, иммугенин. Так, флустоп доказал свою эффективность в борьбе с вирусами гриппа А и B и рекомендован ВОЗ. Сейчас его используют в протоколах лечения COVID-19 наравне с широко рекламируемым осельтамивиром (США). Российский аналог флустопа — тамифлю. Наш препарат разрушает белки, находящиеся на поверхности вируса, что не позволяет им покидать инфицированные клетки, подавляет рост и размножение вирусов, преимущественно гриппа. Кстати, единственный в Беларуси производитель флустопа — новейшее фармацевтическое предприятие «Академфарм», соответствующее международным стандартам GMP.

А, к примеру, рибавирин не позволяет вирусам синтезировать собственные ДНК и РНК, что предотвращает их размножение. Этот препарат помогает справиться с гепатитом С и геморрагическими штаммами, также хорошо зарекомендовал себя в терапии COVID-19. Лейковир борется не только с вирусами, но и с микробными агентами, в том числе снижает избыточную активность лимфоцитов, которая характерна при коронавирусной инфекции. Иммугенин можно применять против опухолей, для стимулирования иммунной системы, а также при хронической обструктивной болезни легких — серьезном осложнении, которое сопровождает COVID-19.

Одновременно разрабатываем новейшие технологии — в частности, Институт биофизики и клеточной инженерии предложил метод лечения тяжелых пневмоний стволовыми клетками.

— Ни одна страна в мире не может работать в одиночку. Как белорусские ученые относятся к этому высказыванию и есть ли у Национальной академии наук положительные примеры сотрудничества с другими странами?

— Как говорится, один в поле не воин. Здесь уместно вспомнить и слова классика русской литературы А. П. Чехова о том, что нет национальной науки, как нет национальной таблицы умножения. А сейчас тенденции глобализации возвели ситуацию в абсолют. Имеем договоры о сотрудничестве с научными центрами и академиями наук почти из 100 стран. География наших совместных исследований и разработок — от Японии до США, не говоря уже о Китае, России и ЕС. Реализуем совместные коммерческие проекты. Объем экспорта продукции, товаров, работ и услуг (включая гранты) за два последних года превысил 110 миллионов долларов.

У нас действует ряд международных исследовательских центров (с организациями России, Китая, Вьетнама, Кореи, Германии и других стран). На принципах кооперации участвовали в открытии Бозона Хиггса на адронном коллайдере в Швейцарии, координируем исследования космоса и полярных районов Земли. Беларусь среди так называемых хороших стран мира в номинации «Наука и технологии» занимает 28-ю позицию из 153.

Ранее я достаточно подробно останавливался на опыте взаимодействия с Россией. Скажу и о «китайском векторе». Положительный опыт Поднебесной в борьбе с коронавирусом, без сомнения, будет детально изучаться во всем мире. Отмечу как очень позитивный факт то, что Китай активизировал обмены и сотрудничество с другими странами в области противоэпидемического реагирования, а также предоставляет существенную информационную поддержку, в том числе с использованием созданных платформ с большими данными по COVID-19 при государственных центрах — микробиологическом и биоинформационном. Китайские специалисты публикуют сотни работ в научных медицинских журналах. Беларусь в борьбе с коронавирусом стремится действовать так же профессионально и адресно, адаптируя к нашим условиям положительный опыт дружественной страны. НАН Беларуси сотрудничает с китайскими организациями по различным направлениям, достигнуты соглашения о локализации производства тест-систем по обнаружению антител к COVID-19.

— Заинтересовало намерение изучать характеристики коронавирусной инфекции у представителей разных народов, в частности белорусов и россиян. Что это будут за исследования и для чего они понадобятся?

— Ученые всего мира видят целый комплекс угроз и вызовов для человечества, в том числе рисков возникновения, протекания и последствий высокоинвазивных заболеваний. А реалии таковы: мир стал поистине глобальным. Никому не удастся благополучно переждать и выжить в «национальных квартирах». Только сообща можно решать проблемы планетарного масштаба: экономические, социальные, политические и многие другие.

Факторов, которые определяют распространение именно коронавирусной инфекции, довольно много: от особенностей учета показателей в конкретных странах и оптимальности их систем здравоохранения до половозрастной структуры жителей, наличия связанных заболеваний, организованной работы на государственном уровне, дисциплинированного и ответственного поведения людей. О вирусе пока многое неизвестно, включая его способность поражать различные органы и ткани вне респираторного тракта, роль и длительность иммунитета, формирование осложнений. Однако ученые мира ускоренно работают по этой проблематике.

Путей проникновения вируса в организм много, хоть механизм воздействия один — через разные клеточные белки. И в связи с этим запускаются различные реакции, потому сложно выделить единую для всех симптоматику. Многое определяет группа крови, однако организм не успевает выработать устойчивость к быстрым мутациям, что доказывает необходимость исследований. Причем с созданием единого глобального сетевого информационного ресурса, где будут накапливаться и обрабатываться на основе суперкомпьютерных вычислений большие данные. Это позволит выявить общие закономерности распространения и течения заболевания, эффективность препаратов и вакцин, специфику стран и групп людей…

— Какие еще интересные разработки по всколыхнувшей мир инфекции есть у наших ученых?

— К этому направлению привлечены все без исключения отделения наук. На переднем крае профильные специалисты: химики, биологи, медики, физики, представители технических наук и даже математики. Подключаются гуманитарии и аграрии. Ведь проблема из медицинского контекста вышла на общечеловеческий и межстрановой экономический уровень. Тут нужны поистине всеобъемлющие решения. Надо не просто обеспечить страну медикаментами, защитными средствами, оборудованием и медтехникой. Важно гарантировать устойчивое функционирование всех факторов жизнеобеспечения: от товаров первой необходимости и продовольствия до машин и технологических процессов для воспроизводства основных фондов.

Наши ученые-физики разработали и сертифицировали аппарат ультрафиолетового экстракорпорального облучения крови «Гемоквант 04», который положительно зарекомендовал себя в лечении тяжелых форм атипичной пневмонии. Сейчас в медучреждениях эксплуатируется около 70 таких приборов. Также физики создали аппарат для внутрисосудистого ультрафиолетового воздействия на кровь с помощью одноразовых стерильных световодов, что позволяет значительно упростить и сократить процедуру. Исследования показали: воздействие низкоинтенсивного лазерного излучения красной области спектра приводит к десятикратному снижению вероятности заражения клеток вирусом. В связи с этим открываются новые перспективы для применения ранее разработанных аппаратов («Лотос», «Снаг», «Родник» и других), которые широко представлены в клинических учреждениях Беларуси.

Ученые Института экспериментальной ветеринарии разработали около 20 препаратов и вакцин для сельскохозяйственных и домашних животных, которые тоже страдают от коронавируса. Информатики и биохимики проводят совместные исследования по компьютерному моделированию химических соединений для создания перспективных лекарств. Центр светодиодных и оптоэлектронных технологий инициировал ультрафиолетовый светодиодный облучатель для антивирусной и антимикробной обработки поверхностей, в том числе поручней эскалаторов в метро. Наше предложение по использованию ультрафиолетового излучения для обеззараживания банкнот поддержали Нацбанк и Минздрав. Физики-органики создали волокнистый ионит ФИБАН V, на 95—100 процентов адсорбирующий вирусы из водных сред. Он может быть перспективен и для очистки воздуха, а также в респираторах и масках.

И множество других разработок! Подчеркну: используем все возможности. Мы среагировали максимально быстро, где необходимо — переориентировали свою деятельность. И не останавливаемся ни на минуту!

— Большое спасибо, Владимир Григорьевич, за интервью.

basikirskaya@sb.by

Фото предоставлено НАН Беларуси.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter