Как Великобритания возвращается к колониальной политике и какова в этом роль правящих монархов

Корона

На прошлой неделе в мир иной отошла 96‑летняя Елизавета II, королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и иных своих царств и владений, глава Содружества наций. Монархиня находилась на троне с 6 февраля 1952 года и стала самым долгоправящим и возрастным монархом в истории и старейшим главой государства в мире. За те 70 лет, что Елизавета II была хозяйкой Букингемского дворца, мир не раз менялся кардинальным образом. Первое десятилетие царствования прошло под знаком деколонизации и распада Британской империи, чья политика 300 лет как раз и базировалась на эксплуатации колониальных владений в Азии, Африке и Америке. Последние же годы жизни королевы отмечены выстраиванием политики, направленной на восстановление могущества Лондона: Британия снова стала на путь построения империи, но уже в новом формате, более соответствующем реалиям XXI века.


 

Разделяй и властвуй

В 1947 году Индии, жемчужине Британской империи, удалось добиться полной независимости после более чем 20 лет серьезной борьбы и постепенного выдавливания колониальных элементов обратно в метрополию. Королева Виктория, ярая поклонница экспансионистской политики, поддерживавшая любое воинственное устремление премьер-министров на протяжении почти всего XIX века, к этому моменту давно была мертва, а ее наследники после двух мировых войн порядком подрастеряли желание входить в клинч с национально ориентированными элитами за тысячи километров от родного острова.



Впрочем, джентльмены с берегов Темзы не были бы собой, не заложив под покидаемый регион пару «сюрпризов» в виде спорных территорий, разделенных между непримиримыми противниками. 
В итоге исполинский субконтинент оказался разделен сначала на три государства, а затем и на четыре. Причем два крупнейших — Индия и Пакистан — уже успели несколько раз с переменным успехом повоевать друг с другом, обзавестись с помощью британских специалистов ядерным оружием и в целом загнать двусторонние отношения под плинтус.
Последний визит Елизаветы II в Индию в 1997 году на 50‑летний юбилей независимости превратился в нескончаемую череду переговоров и увещеваний — монархиня пыталась решить проблему Кашмира, который стал точкой самого горячего индо-пакистанского противостояния.
Наивно думать, что королева искренне и без контекста восприняла эту проблему как свою. Вероятнее всего, Елизавета II посчитала кашмирский конфликт слишком затянувшимся, не отвечающим интересам Великобритании в этом регионе и вообще несущим угрозы миру из-за наличия у противников ядерного оружия.
Винить королеву в цинизме явно не стоит: интересы собственного государства, как и у любого нормального лидера, всегда стояли у Елизаветы II на первом месте, и именно ими она руководствовалась, нанося визиты куда-либо или принимая иностранных лидеров у себя во дворце. Такая позиция выгодно отличает покойную монархиню от сонма континентальных лидеров, которые давно уже пляшут под дудку дяди Сэма.


В целом, надо признать, избранный королевой курс поведения способствовал тому, чтобы даже после распада империи бывшие колонии вроде Австралии, Канады и другие не выпали из орбиты влияния Лондона.
Елизавета II отлично понимала, что нет смысла пытаться силой удержать огромное государственное образование от расползания по швам. Но вот переформатировать отношения было вполне по силам, и именно монархиня взялась за эту нелегкую работу, послужив связующим звеном между былой метрополией и ее доминионами и колониями. Поэтому Содружество наций, где первую скрипку по-прежнему играют англосаксы, объединяет ставшие независимыми государства и позволяет им чувствовать причастность к чему-то значимому.

На пути к независимости

Несмотря на усилия правящего королевского дома по консолидации былых колоний вокруг экс-метрополии, многие государства все же меняют конституционный строй, выходя из-под формальной власти Виндзоров. Молодые элиты более не воспринимают статус своих стран как нечто незыблемое и хотят завершить начатый в середине прошлого века процесс получения суверенитета.



Особенно сильны такие тенденции в Карибском бассейне. Еще в 1958 году здесь образовалась Вест-Индская федерация — десять островных националистически и антиколониально настроенных государств пытались сообща получить независимость. Федерация распалась из-за внутренних противоречий, однако идеи никуда не делись. Один из ее былых активных членов, Барбадос, 30 ноября прошлого года официально сменил форму правления с конституционной монархии на парламентскую республику. При этом членство в Содружестве наций новоиспеченная республика не стала прерывать.
Свое намерение завершить начатый более полувека назад процесс получения суверенитета обозначили и в маленьком островном государстве Антигуа и Барбуда. Его премьер Гастон Браун заявил, что в течение трех лет будет проведен референдум о выходе из-под власти британской короны и установлении республиканского строя. 
Государственный деятель подчеркнул, что это ни в коем случае не свидетельствует о разногласиях с монархией: просто пришло время завершить круг независимости, чтобы стать по-настоящему суверенной страной.

Гастон Браун

Солдаты забытой войны

Развод Индии и карибских колоний с былым сюзереном прошел относительно безболезненно. Гораздо хуже все получилось в Кении, в которой перед уходом джентльмены в белых пробковых шлемах сделали знатное кровопускание.

Речь, конечно, о восстании мау-мау — освободительной борьбе крупнейших кенийских народов за независимость. Для возникновения массового народного движения в середине ХХ века, казалось, все сложилось идеально. Возникла национальная элита в виде получивших европейское образование интеллигентов и военных, вернувшихся с фронтов Второй мировой. Однако просто так отдавать богатейшую колонию англичане не собирались. Тем более что Кения если и не дотягивала в представлении белых господ до жемчужины короны, то уж точно была одним из самых лакомых африканских кусков пирога. Лишнее подтверждение тому — частые визиты королевских особ. В феврале 1952 года Елизавета узнала о смерти отца и своем воцарении, как раз находясь в Кении.


Справедливости ради стоит сказать, что повстанцы не были ангелами и сами творили много жестокостей. Однако британцы умудрились устроить самый настоящий геноцид. Причем действовали в лучших традициях немецких карателей на Восточном фронте. 
После первых неудачных полицейских операций создается особый отряд, составленный из выпущенных из тюрем преступников и «перевоспитанных» пленников кенийцев. Подразделение формально занималось визуальной разведкой и сбором данных, но на деле частенько жгло деревни, которые давали кров восставшим, а население или вырезало под корень, или отправляло в фильтрационные лагеря.


Всего с 1948 по 1957 год жертвами тотальной войны на уничтожение в Кении стали около 100 тысяч местных жителей. Из них только 1800 — жертвы налетов инсургентов, остальные погибли в результате карательных рейдов британцев и их местных союзников или в концлагерях, возведенных по всей стране.
В 1963 году Кения обрела независимость. Какое-то время о восстании мау-мау в ней говорить было не принято, однако постепенно солдаты забытой войны заняли свое место в героическом пантеоне африканской страны. Британия же долгое время скрывала в секретных архивах данные о собственных преступлениях, открыв их часть лишь в ХХI веке.

Кто вы, король Карл?

10 сентября королем официально стал принц Чарльз, 73‑летний наследник престола, дольше всех находившийся в этой очереди. Нареченный Карлом III, он принял бразды правления в стране, находящейся на историческом перекрестке.


С одной стороны, элиты горят амбициозным проектом Британской империи 2.0. и уже приступили к первому этапу ее реализации, создавая очаги напряженности и растягивая внимание как Китая, так и США, у которых Лондон не прочь отобрать инструменты влияния на мировую политику. С другой, Соединенное Королевство само находится в крайне нестабильном положении: беспрецедентные незаконные санкции, введенные против Беларуси и России с февраля этого года, осложнили и без того шаткую ситуацию в стране, породив социальную нестабильность. Грядущая зима оптимизма в этом плане не добавляет, ведь миллионам семей придется экономить на отоплении и урезать траты на самое необходимое.
Традиционно английский король «царствует, но не правит» — политической позиции у монарха нет, он не симпатизирует ни тори, ни вигам, не пытается влиять на внешнюю политику. Покойная королева ни разу за все свое рекордно долгое правление не отступила от этого правила.
А вот в биографии принца есть пару казусов, которые из принципов жизни королевской семьи выбились. Например, известно, что Чарльз недолюбливает Китай: в 1999 году принц Уэльский демонстративно не пришел на ужин в Букингемском дворце по случаю приезда тогдашнего лидера КНР Цзян Цзэминя. За некоторое время до этого наследник поддержал Далай-ламу — духовного лидера Тибета в изгнании. В 2014‑м будущий король отметился нелицеприятным высказыванием в связи с воссоединением Крыма с Россией, сравнив ее с нацистской Германией. Тогда даже не отличающиеся любовью к россиянам британские политики требовали сменить Чарльза в очереди престолонаследия на кого-то более сдержанного… В любом случае Карл III, как и все монархи до него, будет действовать исключительно в интересах Великобритании и более никого другого.


Учитывая взятый курс на возрождение былого влияния, с уверенностью скажем, что при любом удобном случае британцы с удовольствием подвинут в некоторых регионах планеты дряхлеющего американского гегемона. И можно быть уверенными, что король обеспечит этим действиям надлежащий идеологический фон.

Короли и королевы

Британский король Карл III, вступивший на престол 10 сентября 2022 года, принадлежит к Виндзорской династии. Она правит с 1917‑го, до этого была известна как Саксен-Кобург-Готская, но сменила название из-за антинемецких настроений во время Первой мировой войны. Ей предшествовала Ганноверская династия, до нее на престоле восседали Стюарты, Оранская династия, Тюдоры, Йорки, Ланкастеры, Плантагенеты, Капетинги и с 1066 года — Нормандская династия после завоевания Англии Вильгельмом, герцогом Нормандским.

Десять других самых известных монархий мира

Испанские Бурбоны (Испания). Действующий монарх Филипп VI находится на троне с 2014 года после отречения отца Хуана Карлоса I. Династия правит с 1713‑го.


♦ Бернадоты (Швеция). Действующий монарх Карл XVI Густав на троне с 1973 года. Династия правит с 1818‑го.


♦ Глюксбурги (Норвегия). Действующий монарх Харальд V на троне с 1991 года. Династия правит с 1905‑го.


♦ Гримальди (Монако). Действующий монарх Альбер II на троне с 2005 года. Династия правит с 1297‑го и является одной из старейших в Европе.


♦ Оранская династия (Нидерланды). Действующий монарх Виллем Александр вступил на престол в 2013 году и является первым мужчиной на троне за 123 года. Династия правит с 1815‑го.


 Хашимиты (Иордания). Действующий монарх Абдалла II ибн Хусейн вступил на престол в 1999 году. Династия правит с 1921‑го.


♦ Династия Ямато (Япония). Действующий монарх Нарухито вступил на престол в 2019 году. Династия правит в Японии с 660 года непрерывно и является старейшей в мире.


♦ Саудиты (Саудовская Аравия). Действующий монарх Салман ибн Абдул-Азиз ибн Абдуррахман Аль Сауд является старейшим в мире. Ему 86 лет, и он находится на троне с 2015 года. Династия правит с момента основания государства в 1932‑м.


♦ Чакри (Таиланд). Действующий правитель Рама Х (он же Маха Вачиралонгкорн) вступил на престол в 2016 году. Династия правит с 1782‑го.


♦ Алауиты (Марокко). Действующий правитель Мухаммед VI бен аль-Хасан вступил на престол в 1999 году. Династия правит с XVII века с титулом султанов, а с 1957‑го — с королевским титулом. 



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter