Региональные выборы в Великобритании: станет ли Brexit фактором, влияющим на распад некогда великого государства

Королевство периода полураспада

6 мая в Великобритании состоятся региональные выборы. Ожидается, что в итоге пройдет усиление сепаратистских партий в ряде регионов королевства. О том, что выход из ЕС может стать началом конца Великобритании как единого государства, предупреждали давно. Сбудутся ли эти мрачные пророчества?

ФОТО AP

Наиболее остро проблема сепаратизма стоит в Шотландии. Шотландская национальная партия (ШНП), выступающая за независимость региона, является правящей уже много лет, оттеснив традиционные британские партии, консерваторов и лейбористов, на второй план. В 2014 году ШНП по согласованию с Лондоном уже проводила референдум о независимости и проиграла. Впрочем, перевес противников независимости над сторонниками тогда был не сказать чтобы впечатляющим, поэтому сворачивать знамена шотландские сепаратисты не собираются.

Brexit стал настоящим подарком для ШНП, поскольку большинство шотландцев высказались против выхода из ЕС. Это позволяет шотландским националистам вновь ставить вопрос о суверенитете региона. На парламентские выборы ШНП идет с требованием нового референдума о независимости, а глава правительства Шотландии Никола Стерджен заверяет, что в скором времени Шотландия, уже в качестве независимого государства, вернется в ряды ЕС.

Уверенности шотландским националистам придают и результаты соцопросов, по данным которых минувшей осенью число сторонников отделения от Соединенного Королевства перевалило за половину и составило 58 процентов.

Впрочем, Лондон на этот раз не настроен давать шотландцам права на самоопределение, апеллируя к результатам референдума 2014 года и утверждая, что проводить подобные референдумы чаще, чем раз в одно поколение, нельзя. 

Другая неприятность подстерегает шотландских сепаратистов со стороны ЕС, который может отказаться принимать в свои ряды независимую Шотландию. В первую очередь это связано с позицией Испании, которая, имея аналогичную сепаратистскую проблему в Каталонии, неоднократно давала понять, что не допустит приема в ЕС подобных сепаратистских образований. Поэтому независимость для Шотландии может обернуться не возвращением в Европу, а возведением новых заградительных барьеров — теперь уже с Лондоном. Впрочем, компенсацией за это может стать то, что доходы от продаж шельфовой нефти будут полностью оседать в национальном бюджете Шотландии, позволяя ей быть этаким северным Кувейтом.

Еще один потенциально проблемный британский регион — Северная Ирландия. Здесь нет такого консолидированного запроса на сепаратизм, а две основные общины, протестантская и католическая, находятся на ножах и видят в лице Лондона арбитра в своих спорах. Однако после выхода Великобритании из ЕС регион оказался на особом положении. Он остался в едином таможенном пространстве Европы, результатом чего стало появление таможенной границы с остальной Великобританией. В долгосрочной перспективе это чревато ростом обособленности региона и усилением настроений в пользу присоединения к Ирландии.

Рыхлая конструкция британского королевства всегда создавала почву для сепаратизма, а выход из ЕС дополнительно обострил межрегиональные противоречия. Вряд ли распад Великобритании произойдет в ближайшее время, тем более что выход из состава королевства чреват для отделившихся регионов серьезными издержками. Многое также будет зависеть от того, как Соединенное Королевство справится с последствиями выхода из ЕС и сможет ли оно эффективно реализоваться в качестве полностью суверенного государства вне регионального интеграционного блока.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter