Принц Гарри рассказал в мемуарах о проблемах с наркотиками, убийствах и семейной драме

Королевские забавы

Циничные откровения принца Гарри уничтожают репутацию и без того увязшей в скандалах английской королевской династии

На Западе 10 января в продажу поступила скандальная книга «Запасной» за авторством самого знаменитого британского Гарри (но не Поттера). Однако еще до выхода в распоряжении целого ряда СМИ оказались фрагменты опуса экс-герцога Сассекского, по которым видно — младший брат наследника трона решил выдать всю подноготную отношений в благородном, казалось бы, семействе…

Дворцовые тайны

Итак, что же такого наваял изгнанный принц, если с начала января вся Британия стоит на ушах? Начнем, пожалуй, с названия. Как уверяет в книге младший сын принцессы Дианы, таким прозвищем сразу после рождения наградил его отец Чарльз: основным наследником считался Уильям. При этом папаша не относился к мальчику как к родному и частенько отпускал едкие шуточки с упоминанием майора Джеймса Хьюитта — рыжеволосого любовника леди Ди. Хотя на самом деле Гарри родился до того, как принцесса познакомилась с Хьюиттом, и майор никак не может быть отцом принца.
Любовным связям родителей на стороне вообще посвящена немалая часть мемуаров Гарри. Так, принц вспоминает, что боялся второго брака Чарльза с Камиллой Паркер-Боулз. Считал, что она станет классической злой мачехой. Впрочем, как выясняется дальше, так и получилось — как только любовница будущего короля вселилась во дворец, она тут же превратила детскую Гарри в личную гардеробную, что до сих пор злит младшего сына Дианы.
О матери Гарри отзывается тепло. Он признался, что не поверил сразу в смерть леди Ди от травм, полученных в результате аварии в туннеле под мостом Альма, и считал первое время, что мать инсценировала гибель, чтобы скрыться от назойливых папарацци. Сейчас же принц, которому на момент трагедии было 12, жалеет, что не взял трубку в тот день и не поговорил с Дианой.

Впрочем, воспоминания о любимице всей Британии — едва ли не единственный светлый момент мемуаров. После этого отступления Гарри возвращается к рытью в грязном белье, личном и семейном. И вот тут, что называется, «Остапа понесло».
Из безобидного в общем-то мальчишки, рано потерявшего мать и имеющего непростые отношения с отцом, вырастает беспринципный ветрогон, поведение которого явно не вяжется с образом особы королевской крови.

Где твои 17 лет?

Особое место в книге занимают описания приключений принца (тогда еще без приставки «экс») в 17‑летнем возрасте. В тот год произошли как минимум два знаковых события, повлиявших на дальнейшую жизнь Гарри: он лишился девственности и впервые попробовал наркотики. Первое действо запасной наследник совершил с женщиной, которая была старше его на 19 лет. Имени искусительницы принц благоразумно не оглашает — скорее всего, боится, что нежданная слава приведет к иску от дамы, а там не за горами и такое модное сейчас обвинение в насилии. Благо, у Гарри и его нынешней супруги Меган Маркл есть что потребовать за молчание.

С не меньшим спокойствием, будто все так и должно быть, Гарри говорит и об употреблении наркотиков. В свои 17 королевский отпрыск подсел на кокаин. Причем он не просто попробовал наркотик, а некоторое время занимался этим регулярно. «Я тогда употреблял кокаин... Это было не очень весело, и я не чувствовал себя особенно счастливым из-за этого... Я был семнадцатилетним», — заявляет в книге младший сын Дианы. Как говорится, моральный облик королевской особы можно даже не комментировать: экс-принц отлично справляется с дискредитацией себя лично и королевской фамилии в целом.

Смерть с небес

Когда читаешь, не оставляет ощущение некоей наигранности, будто автор пишет не мемуары, а живописует героя эдакого современного «философского» романа — опытного, прожженного циника, который попробовал все на свете.
Так, например, Гарри пишет, что за время службы в Афганистане (принц совершил две командировки в зону боевых действий — в качестве авианаводчика и второго пилота — оператора вооружения ударного вертолета Apache) убил 25 талибов. «Итак, мое число — 25. И оно не наполняет меня удовлетворением, но и не смущает меня», — читаем на страницах «Запасного». Далее следует не очень убедительная, но обязательная мораль о том, что принц убивал все-таки плохих парней, вспоминается теракт 11 сентября и все в таком духе. О том, что вторжение в Афганистан и устроенная там союзниками бойня на долгие годы дестабилизировали регион и стали причиной многочисленных жертв среди мирного населения, Гарри почему-то не упоминает.

Впрочем, британские военные писанину не оценили. Полковник в отставке Тим Коллинз, бывший комбат 1‑го батальона Королевского ирландского полка, прославившийся своей речью перед вторжением в Ирак, считает, что эти воспоминания можно трактовать как «предательство». Чтобы обнародовать столь чувствительную информацию как личный боевой счет Гарри должен был получить «дурные советы» от своей команды, убежден отставной офицер.
Солидарен с Коллинзом и полковник в отставке Ричард Кемп, бывший командующий операцией Великобритании в Афганистане, который обвинил Гарри в том, что он ставит под угрозу не только личную безопасность, но и жизнь и здоровье бойцов, продолжающих участвовать в боевых действиях.
«Откровения британского принца Гарри о совершенных им убийствах во время прохождения военной службы в Афганистане должны быть рассмотрены в суде, поскольку речь идет о преступлениях против человечности. Убитые были борцами за свободу своей страны, а вы — захватчиками. Они были народными героями, а вы — их врагами», — сказал высокопоставленный представитель «Талибана» Сухаил Шахин в комментарии для телеканала Sky News.

Свастика на рукаве

Рассказывая о боевых вылетах, Гарри упоминает, что видел в талибах не людей, а шахматные фигуры. Мол, так ему было легче их убивать.
Ничего не напоминает? Тот, кто увидел в этом нацистские замашки, безусловно, прав — Запасной, обвиняющий семью в расизме, на самом деле тот еще фашист.
Сначала он доказал это формой, явившись в 2005-м на вечеринку в костюме Африканского корпуса вермахта и повязкой со свастикой на рукаве, а спустя несколько лет доказал и действиями, «сбивая фигуры с шахматной доски» в афганских горах.

Кстати, духу взять на себя ответственность за этот поступок у Гарри не хватило. В книге он описывает подготовку к той самой вечеринке, но настаивает, что брат и его подруга подтолкнули выбрать именно костюм нациста: «У меня была дилемма: надеть костюм пилота или нацистский мундир. Сам я склонялся к одежде летчика, но когда Уильям и Кейт увидели меня в форме наци, то покатились со смеху и настояли, чтобы я нарядился именно в нее».

Весьма показательно, надо сказать, когда мужчина 38 лет от роду не желает четко заявить о своей вине в давнем проступке, а сваливает ответственность на старшего брата.

Впрочем, Гарри не первый среди Виндзоров, демонстрирует подобные склонности. Эдуард VIII, правивший 10 месяцев 1936 года и отрекшийся из-за вступления в брак с разведенной американкой Уоллис Симпсон (какое совпадение!), питал уважение к Гитлеру и даже совершил с супругой визит в Германию.
Один из октябрьских номеров The Times сохранил для нас выразительную деталь: «Его Королевское Высочество улыбается и по-нацистски салютует толпам людей, собравшимся под его окнами рядом с гостиницей».

Нет страшнее вражды двух братьев

Если по отцу, будущему королю Карлу III, Гарри прошелся не слишком въедливо, видимо, испытывая некое уважение к возрасту монарха, несмотря на непростые отношения в детстве, то Уильяму и Кейт достался ушат помоев. Так, экс-принц в красках описал безобразную сцену, случившуюся между ним и принцем Уэльским. Во время очередной перепалки Уильям оскорбил невесту брата — мол, Маркл «проблемна, груба и резка». Принц, исходя из его слов, попытался успокоить обидчика, но тот сначала обозвал его, а потом порвал украшение на шее и толкнул. Гарри «удачно» приземлился на собачью миску, осколки которой впились ему в спину. Финал ссоры, впрочем, оказался непримечательным: «Я замер на мгновение в шоке, поднялся на ноги и сказал ему уйти», — пишет обиженный Гарри. В итоге единственным пострадавшим оказался королевский пес, которому буйные принцы разбили посуду.
Выяснения отношений со взаимными оскорблениями стали в семействе «голубой крови» делом житейским. Пока Гарри сражался за честь будущей жены с Уильямом, благородные дамы также старались уколоть друг друга побольнее. Так, в книге экс-герцог Сассекский упоминает о регулярных конфликтах между Маркл и Миддлтон. Например, за неделю до свадьбы Гарри его избранница в лицо сказала недавно родившей ребенка Кейт, что у той детский мозг. Разразился скандал, по итогам которого Меган сделали замечание, а та вместо признания неправоты затаила на будущих родственников обиду.
Публичной реакции самого Уильяма на литературное творчество брата пока нет. Однако изданию Daily Beast от неназванного близкого друга старшего сына короля стало известно, что герцог Уэльский «презирает Гарри и Меган, ненавидит их, чувствует, что его предали, и глубоко опечален».
А вот Карл III, который готовится к майской коронации, оказался расторопнее и уже вычеркнул непутевого сынишку из списка приглашенных.
В целом опус принца Гарри интересен не столько как произведение литературное или увлекательный рассказ о жизни особы «голубой крови». Скорее, это своеобразный и вряд ли осознанный диагноз западному обществу и его элитам.

Британская королевская семья долгое время считалась образцом традиционных ценностей, однако череда скандалов конца минувшего и первых десятилетий этого века основательно подорвала авторитет Виндзоров. Во многом уважение к семье держалось на истовом почитании королевы-матери Елизаветы II. Теперь же, после кончины монархини, наступает время компроматов, интриг и взаимного поливания грязью. Гарри, человек американской культуры, да еще и в тандеме с известной склочницей Маркл, имеет в этом противостоянии некоторое преимущество: до книги были нашумевшее интервью Опре Уинфри с обвинениями королевской семьи в расизме и документальный фильм «Гарри и Меган». Однако и лондонскому двору, уверен, найдется чем ответить.

Вот такие теперь они, герои Запада. Честь и достоинство — это явно не про них. Дикие выходки, разврат, наркотики, участие в несправедливых войнах сопровождают принцев всю жизнь, формируя совсем уж неприглядный образ западных элит. Откровения Гарри на самом деле весьма ценный исторический документ, раскрывающий истинное лицо не только королевской семьи, но и в целом властных систем к западу от белорусских границ.

А теперь задумаемся. В 2020‑м змагары активно тащили Беларусь якобы в Европу, обещали приобщить к ценностям западного мира и вывести наконец из постсоветского состояния. Только вот тот самый Запад на поверку оказался совсем уж неприглядным — как рыжий Гарри, устраивающий всепланетную обструкцию собственной семье. А такая цивилизация, уж простите, нам не нужна. Обойдемся нашими традиционными ценностями — без наркотиков, дерущихся принцев и их истеричных женушек.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter