Королевские возможности Гродненщины. Когда Августовский канал не будет разделять граница и чего ждут туристы от агроусадеб

Что поможет развитию турбизнеса? Соответствуют ли наши гостиницы мировому уровню? Почему выгодно привлекать инвестора? Об этом беседа с заместителем начальника управления физической культуры, спорта и туризма Гродненского облисполкома Михаилом КАЖУРО.

— Михаил Григорьевич, тон развитию туризма в регионе, безусловно, задает самобытный Гродно, который неспроста называют королевским городом. Дворцы и храмы — это то, что досталось ему по наследству. А соответствует ли европейскому уровню гостиничный сервис, достаточно ли уютны кафе, гостеприимны люди?
— В гостеприимности, приветливости гродненцев уж точно сомневаться не приходится. Судя по отзывам, тот, кто побывал здесь однажды, непременно хочет вернуться.
Буквально на глазах меняется у нас и сервис, в том числе гостиничный. Без него сегодня действительно невозможно говорить о полноценном туризме. Из новых гостиниц привлекает внимание “КрононПаркОтель”, открывшийся в лесопарке Пышки. Это не только европейский, но уже и мировой уровень. Кстати, тут и первый в Беларуси ресторан категории люкс. Посетителей уже приняла и комфортабельная, современная гостиница “Славия”. Получила статус отеля “три звезды” гостиница “Турист”. Задает хороший тон в этом бизнесе отель “Семашко”. Готовится к сдачи после масштабной реконструкции “Неман” в центре города. Есть и конкретные планы по развитию гостиничной сферы не только в областном центре, но и в районах.
Что касается Гродно, никто не станет спорить, что город обустраивается и хорошеет. Стремясь соответствовать европейскому уровню, сохраняет свое лицо, свой стиль. С интереса к его уникальности, собственно, и начинается туризм.
— Но многие сетуют на недостаток кафе в историческом центре Гродно. Новые, конечно, появляются, однако это ситуацию не спасает. Место, где можно перекусить, отдохнуть, найти сложно.
— Да, действительно, это замечание справедливое. Гродно — город, который находится на перекрестке границ. Данный вопрос городские власти держат на контроле, и по мере возможности новые кафе открываются. Но это проблема требует повышенного внимания. Ведь в ближайшее время ожидается вступление в силу соглашения о приграничном сотрудничестве с Литвой, предусматривающее безвизовый въезд на 50-километровой приграничной территории, в этом направлении движется и Польша. Следовательно, увеличится поток туристов в наш регион, и Гродно должен будет первым встретить их достойно, в том числе и принять в уютных кафе.
— Гродненщина одной из первых в стране поддержала развитие агроэкотуризма. Охотно ли сегодня люди открывают агроусадьбы?
— Большим подспорьем и стимулом для сельского туризма является программа поддержки владельцев агроусадеб, которая действует на протяжении трех лет. Ею предусмотрено выделение льготного кредита на семь лет под пять процентов годовых в размере до двадцати тысяч базовых величин, который можно использовать на реконструкцию и строительство жилых помещений, приобретение инвентаря, оборудования, транспорта и так далее. В настоящее время у нас этот кредит очень популярен, поскольку дает владельцам реальную возможность обустроить усадьбу для приема гостей, придав ей надлежащий уровень.
Агротуризм, обеспечивающий занятость сельчан, с каждым годом становится все более популярным. Сейчас пользуются спросом те усадьбы, где не только организовано питание и проживание, но и продумана досуговая программа.
У нас очень часто бывают правительственные делегации из соседних стран, приезжают для обмена опытом предприниматели. У гостей вызывает удивление, что в нашей стране дана “зеленая улица” развитию агротуризма. Ведь владельцу усадьбы для организации своего дела даже не нужно регистрироваться как индивидуальному предпринимателю, достаточно для этого раз в год заплатить одну базовую величину. Безусловно, белорусы используют эту возможность. К примеру, если в Гродненской области на начало 2007 года насчитывалось 16 усадеб, то сейчас их 134.
— Все больше людей, заинтересованных в развитии агротуризма, желают получить необходимые знания для организации этого дела, поучиться опыту у тех, кто в нем преуспел. Насколько реально в регионе пройти сегодня подобную школу?
— Возможность пройти такое обучение есть. В рамках реализации международного проекта “Неизвестная Европа” создана группа владельцев агроусадеб. Кстати, помимо учебы они выезжают на тематические семинары в Польшу, где на практике знакомятся с организацией агротуристического бизнеса.
— Ожидается, что Августовский канал, в реконструкцию которого вложены большие средства, станет настоящей туристической Меккой Гродненщины. Какие же факторы, на ваш взгляд, сдерживают поток туристов? И какие проекты на канале уже реализуются?
— Я разделяю такую точку зрения: чтобы привлечь туристов на Августовский канал, необходимо ввести безвизовый режим для граждан Евросоюза, въезжающих на территорию Беларуси на срок от 3 до 5 дней по договорам туристических предприятий, которые и несут за своего клиента в данной ситуации ответственность. С таким предложением, кстати, сегодня выступило Министерство спорта и туризма Республики Беларусь. Может, для начала его следует реализовать в качестве эксперимента. Посмотреть, как изменится ситуация. Анализ показывает: чтобы привлечь туриста на канал, создания достойной инфраструктуры мало, необходимо обеспечить доступность этой уникальной водной артерии. Но в этом направлении нужно идти.
Впрочем, это не единственный путь привлечения туристов. У Гродно уже налажены тесные связи с польскими городами Августов и Сувалки, ведется совместная работа в плане развития туризма. С сентября прошлого года Сувальской туристической палатой совместно с Гродненским облисполкомом реализуется проект “Неизвестная Европа”, о котором я уже упоминал. В его рамках в Гродно открыт туристско-информационный центр. Проектом предусмотрено также обучение персонала по проведению туристских групп на Августовском канале, методологическая разработка маршрутов, установка указателей и маркировка туристических маршрутов, изготовление малых архитектурных форм для оборудования мест туристских стоянок, приобретение туристского снаряжения и оборудования.
В рамках европейских программ открывается и много других перспектив. В частности, сейчас готовятся заявки на получение финансирования для обустройства велосипедных дорожек, в том числе на подъездах к каналу, что является очень актуальным для региона.
— Туристы в ожидании: когда же водным путем, на теплоходе можно будет попасть из Беларуси в Польшу?
— Этот вопрос детально обсуждался во время недавней встречи в облисполкоме губернатора Владимира Савченко и польской делегации. Дело в том, что необходимо подписать межправительственное соглашение об использовании пограничного участка канала, которое четко бы регламентировало ответственность обеих сторон. Белорусская сторона готова это соглашение подписать, польская же говорит, что ей необходимо пройти согласование со всеми странами Евросоюза.
— Какие же меры принимаются для того, чтобы привлечь инвестора на канал?
— В настоящее время Гродненским облисполкомом совместно с администрацией СЭЗ “Гродноинвест” обсуждается вопрос о создании свободной экономической зоны “Гроднотуринвест”, которая будет распространяться на территорию Августовского канала. Это первый опыт в Беларуси. Специфика данной свободной экономической зоны будет отличаться от других созданных в стране СЭЗ — она будет связана непосредственно с развитием туристической сферы. По прогнозам, этот шаг привлечет инвесторов на канал.
— Впечатление о регионе у туриста часто складывается уже по придорожному сервису. Как развивается он на Гродненщине?
— Придорожный сервис по мировым меркам считается рентабельным, когда по трассе проходит в сутки 6—8 тысяч машин. К примеру, по наиболее оживленной трассе Гродно—Минск поток машин составляет примерно 3 тысячи в сутки. Поэтому, по моему мнению, открывать через 20—30 километров пункты придорожного сервиса нерентабельно. Вместе с тем качество нашего придорожного сервиса должно быть хорошее, и начало этому в регионе уже положено.
— Что еще необходимо сделать для использования богатого туристического потенциала самобытной Гродненщины?
— Туризм — это бизнес. Наш регион, как никакой другой в Беларуси, имеет богатое культурно-историческое наследие. Это интересно людям со всего мира. Туристическая сфера может стать для государства в целом и для региона в частности прибыльной. Однако только от проведения экскурсий большую прибыль ожидать не приходится. Поэтому делается ставка на привлечение инвесторов в туристическую сферу. Примером в регионе может служить передача дворцово-паркового комплекса Святск, который находится на территории Августовского канала, коммерческой структуре Национального банка ОАО “Санаторий “Озерный”. Если реализуются все задумки, связанные с реставрацией бывшего дворца, который долгое время ждал хозяина, этот проект сможет стать “пилотным” и примером для подражания.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter