В Гомельском областном драматическом театре прошла премьера мистического детектива «Ваша сестра и пленница»

Королевские игры

В Гомеле “под занавес” марта состоялась премьера спектакля “Ваша сестра и пленница” по пьесе известного российского драматурга Людмилы Разумовской. Действие разворачивается в XVI веке и построено на противостоянии двух сводных сестер — английской королевы Елизаветы и королевы Шотландии Марии Стюарт, которая тоже претендовала на английский престол. Чем закончилось это противостояние, известно: после многолетних пикировок Елизавета приказала отрубить сестре голову.


Этот сюжет часто привлекал литераторов. О Марии Стюарт писали Стефан Цвейг и Фридрих Шиллер, о ней снимали многочисленные фильмы и сериалы. Пьеса “Ваша сестра и пленница” с успехом идет в Санкт-Петербурге на сцене театра “Балтийский дом”. На московских подмостках в постановке Римаса Туминаса “Играем... Шиллера!” в образах Елизаветы и Марии предстали Елена Яковлева (позже ее заменила Чулпан Хаматова) и Марина Неелова. В 1990-е в Марию Стюарт с успехом перевоплощалась в театре имени Маяковского Евгения Симонова.

Так что бэкграунд у этой истории большой. И вдвойне приятно, что гомельская версия со своей эстетической стройностью и художественной целостностью не выглядит на этом фоне блекло. Режиссеру Якову Натапову удалось создать эффектное сценическое зрелище, где мистики, может, не так и много, зато актерские эмоции рассыпаны щедро. Неожиданные перипетии сюжета, классическая сценография в средневековом духе и хореография, отвечающая заявленной эпохе, создают объем спектакля. Два с половиной часа пролетают совершенно незаметно. И на каждом новом вираже народная артистка Беларуси Людмила Корхова в роли королевы Елизаветы и актриса Светлана Ефимова (Мария Стюарт) удивляют чем-то новым и неожиданным в этой динамичной психологической дуэли. Пьесе Людмилы Разумовской режиссер придал дополнительный саспенс, добавил интриги.

Тандем у Ефимовой и Корховой получился убедительным и точным. Они задают тон всему действу, высоко подняв эмоциональную планку. Мужчины на пути к трону либо личному счастью здесь лишь “препятствия”, которые воплощают актеры Гиорги Чантурия, Юрий Зайцев, Михаил Гришечкин, Александр Ильинский, Дмитрий Байков, Павел Кордик, Александр Лавринович. Кто-то играет бойкого английского мачо, кто-то влюбленного “ботана”, кто-то секретаря или шута при дворе — каждый выходит со своей интонацией. Запоминается и пронзительная леди Хантлей в исполнении молодой актрисы Веры Грицкевич.

В премьерном спектакле Якова Натапова редкие мгновения веселья резко сменяются жутким саспенсом.

“Ваша сестра и пленница” — спектакль атмосферный, изящный, лаконичный. К счастью требовательной публики, он лишен штампов, которыми иногда страдают костюмные постановки.

В драматургической версии Людмилы Разумовской мы видим, что королева Елизавета вовсе не жаждала крови, решение о казни Марии Стюарт далось ей с трудом. Последние сцены спектакля самые драматичные. Людмила Корхова демонстрирует здесь удивительное полифоническое актерское мастерство. Режиссер дал ей возможность проявить все грани своего дарования. В этом большом ансамблевом спектакле финальное соло, безусловно, у ее Елизаветы. Могла ли судьба распорядиться по-другому? На каком этапе Елизавета и Мария перестали слышать друга друга? Почему трон всегда достается такой дорогой ценой и часто требует жертв? Эти вопросы, думаю, задаст себе каждый зритель. Вражда, амбиции, алчность, зависть, увы, никуда не делись и продолжают разъедать многие сердца.

Режиссеру Натапову удалось выйти на вневременной разговор о вечных ценностях, не прибегая к дешевой иллюстративности или дидактике. Несомненно, такая элегантность приходит только с опытом. За плечами у Якова Натапова знаменитые постановки с Эммануилом Виторганом, специально приезжавшим из Москвы в Гомель, с Сергеем Журавлем и Еленой Внуковой в Молодежном театре (мелодрама “Тойбеле и ее демон” лауреата Нобелевской премии по литературе Исаака Башевиса-Зингера). И недавние спектакли по Жану Аную “Иностранец” и Александру Володину “С любимыми не расставайтесь” в Гомельском городском молодежном театре. Правда, эти постановки сняты с репертуара — коллектив пережил раскол и начал новую страницу. Любого другого подобные обстоятельства привели бы в замешательство, но только не Натапова. Он снова доказал, что является одним из ведущих постановщиков страны, владеющих большой современной формой сценического действия.

КСТАТИ

Гомельский областной драматический театр под руководством нового директора Оксаны Руденок смело привлекает к работе ведущих режиссеров Беларуси. Недавно художественный руководитель театра имени М. Горького Сергей Ковальчик выпустил здесь “комедию плаща и шали” (так обозначено в программке) “Изобретательная влюбленная” по одноименной пьесе Лопе де Вега. Худрук Минского областного драмтеатра Валерий Анисенко и художник Андрей Жигур, уже ставившие в Гомеле мелодраму “Деревья умирают стоя”, вошли в репетиционный период исторической драмы “Уваскрэсенне Лазара” Глеба Гончарова (дебют известного белорусского филолога в драматургии).

pepel@sb.by

Фото Дмитрия Неберова
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter