Королевская история

Интерес к загадочной  интриге, связанной с перезахоронением последнего польского короля, положил начало большой краеведческой работе, которая может завершиться созданием в Каменецком районе уникального туристического объекта

Интерес к загадочной  интриге, связанной с перезахоронением последнего польского короля, положил начало большой краеведческой работе, которая может завершиться созданием в Каменецком районе уникального туристического объекта 

Есть ли еще надежда найти останки последнего польского короля? Такая мимолетная мысль у руководителя ОАО «Восход-Каменец» Андрея Зеленко мелькнула в Кракове во время экскурсии по кафедральному собору Святых Станислава и Врацлава. В этой резиденции польских королей, ставшей и их усыпальницей, покоятся останки всех  коронованных особ Польши начиная с XIV века. Нет только праха последнего  — Станислава Августа Понятовского, отрекшегося от престола в 1795 году. Это загадочное обстоятельство и породило тогда у белорусского туриста идею заняться его поиском. Ведь исчез король из костела в деревне Волчин, что  в Каменецком районе, рядом с которой Андрей Константинович жил и работал. 

1. C  чего  начинается  музей 

Степень дерзновенности этой идеи он почувствовал уже потом, когда узнал об эпопее безуспешных попыток отыскать захоронение останков Станислава Августа Понятовского, предпринятых в последние годы. Но окончательно от нее так до сих пор и не отказался. Тому способствовало одно немаловажное событие. Не блиставший экономическими  показателями бывший колхоз «Прогресс», центральной усадьбой которого являлся Волчин, в 2003 году  присоединили к его ОАО «Восход-Каменец». Такому реформированию он не противился, а, наоборот, в душе обрадовался. Появилась возможность участвовать в решении судьбы волчинского Троицкого костела, куда  перед началом Второй мировой войны были из Ленинграда перевезены  останки Станислава Августа Понятовского, и вернуться к тому, о чем он думал в Кракове. 

В образованном за счет  объ­единения  двух хозяйств ОАО «Восход-Каменец» прогрессовские земли за прошедшие годы заметно повысили свою отдачу. Одновременно начала давать плодотворные всходы и здешняя нива культурно-исторического наследия. Она оказалась гораздо обширней предполагаемых границ, связанных с именем последнего польского короля. Взявшись за ее освоение, Андрей Зеленко нашел среди своих земляков немало толковых помощников и единомышленников. Самая активная из них, Галина Качановская, стала руководителем образовавшейся группы по созданию в Волчине краеведческого музея. 

История Волчина вместе с вписанной судьбой последнего польского короля настолько ее увлекла, что она начала собирать соответствующие документы и материалы, так или иначе связанные с этим краем. По совету Андрея Зеленко поступила на заочное отделение исторического факультета Брестского госуниверситета и активно занялась претворением в жизнь его идеи создания в Волчине музея. Уже собранные экспонаты для него хранятся пока в формирующихся фондах. Со временем они будут размещены в здании у Троицкого костела в Волчине, за реконструкцию которого взялось руководство хозяйства. Галина Качановская уже продумала, на какой стене в нем будет помещен план дворцово-паркового ансамбля, подаренный преподавателем Брестского технического гос­университета Сергеем Басовым (по его заказу копия плана роскошной усадьбы была сделана во Французской национальной библиотеке в Париже). Здесь же будет демонстрироваться и появившаяся в Волчине копия двухметрового полотна неизвестного художника 18-го века, на котором стоит в полный рост Станислав Август Понятовский. О последнем польском короле Галина Качановская может рассказывать часами. Рассказ этот даже без демонстрации собранных материалов очень познавателен и увлекателен. 

2. Жениться по  любви  не  может ни  один  король 

«Ах, зачем вам делать меня королем? Как вы не можете понять,  что я хотел бы видеть ваше прекрасное лицо на своей подушке...» — так откровенничал два с половиной века назад знатный  шляхтич Станислав Понятовский в одном из писем, адресованных Екатерине II из Польши. Некоторые из этих любовных посланий, вероятно, доставлялись  в Санкт-Петербург тайными курьерами по столбовой дороге из Волчина, родового имения польского вельможи. Но Екатерина была уже не юной супругой наследника российского престола Петра III, которую покорил когда-то в северной столице своим обаянием элегантный и высокоэрудированный польский посол при царском дворе Станислав Понятовский, а императрицей могучей державы. И мыслила она уже по-державному. «Я должна  соблюдать тысячи приличий и тысячи предосторожностей. Пишите мне как можно реже или лучше совсем не пишите», — отвечала самодержица. 

Тактикой кнута и пряника она впоследствии заставила польский сейм провозгласить в 1764 году своего бывшего любовника королем Польши. Три десятилетия Станислав Август Понятовский правил своей страной, фактически оказавшейся в результате его коронации под жестким протекторатом Екатерины, которая, как отмечают польские историки, осталась для последнего польского короля единственной настоящей любовью в жизни. Его мечтам о сочетании с возлюбленной законным браком так и не суждено было сбыться.  После третьего, окончательного раздела Речи Посполитой и отречения короля от престола он жил сначала в Гродно, потом в Санкт-Петербурге, где и был похоронен с подобающими почестями в соборе Святой Екатерины. В 1938 году под предлогом реконструкции храма советское правительство предложило  враждебной буржуазной  Польше за­брать гроб с забальзамированными останками короля. После долгих дебатов его без особой огласки перезахоронили в старинном волчинском костеле.  

...Сегодня ветшающий костел в приграничной деревне под Брестом до сих пор поражает следами своего былого великолепия. Крепко стоит  у асфальтового полотна и дорожный «столп» екатерининских времен, мимо которого проносилась интимная почта царствующих особ. А вот от цинкового гроба короля из Волчина и его останков не осталось и следа. 

В 1960-е годы, по воспоминаниям ветеранов Каменца, в райцентр приехала французская делегация, изъявившая желание посетить Волчин и побывать в костеле, который очень похож на один из  храмов в Париже. Воспользовавшись бездорожьем и зимней распутицей, автобус с французами тогда сознательно направили по такой дороге, чтобы они не смогли доехать до деревни: костел пришел в запустение. 

Виной тому оказалось не только лихолетье двух мировых войн, пронесшихся через эти края. В 1946 году Волчин, оказавшийся согласно послевоенным международным договоренностям на территории СССР, покидали местные поляки-католики. Здешний ксендз, по его воспоминаниям в польской печати, сдал ключи от храма вместе с имущественным перечнем в местечковый Совет, который принял его в целости и сохранности. До середины пятидесятых годов костел считался архитектурно-историческим памятником и охранялся государством, но по ходатайству местных властей из державного реестра был исключен и стал использоваться как склад.

3. Возвращение Станислава  Августа Понятовского 

Прибывшая в 1988 году в Волчин экспедиция во главе с доктором исторических наук Михаилом Ткачевым смогла отыскать во внутренних развалинах костела лишь фрагменты одежды и обуви царствующей особы, а также части коронационного плаща, в котором Понятовский восходил на польский  престол. О том, куда подевались забальзамированное тело, бронзовая корона с позолотой, два серебряных сосуда с сердцем и внутренностями короля (таковым по рисункам и описаниям современников было содержимое гроба), можно строить только догадки по противоречивым слухам и домыслам. 

Но так или иначе, волчинский костел возвращается из исторического небытия. Благодаря этому как в Польше, так и в Беларуси еще раз внимательнее всматриваются в политическую фигуру самого Августа Понятовского. Поляки, не пожелавшие в свое время перезахоронить останки короля-вассала в Кракове, где покоятся все польские правители, из-за того, что царствование Понятовского положило конец Речи Посполитой, признали другие его заслуги перед «ойтчызной». Последний король приложил немало усилий для сохранения культуры и языка страны, национального самосознания, что в конце концов и возродило Польшу. Современные белорусы как потомки подданных короля вспомнили о его белорусском происхождении и стремлении следовать принципам социального равенства, религиозной терпимости в своем королевстве. 

Общественность по обе стороны границы уже долгое время настаивает на возрождении Троицкого костела в Волчине. Но одного желания для этого, как показывает время, мало. В  государственном проектном институте «Белинформ» минскими архитекторами и реставраторами в свое время был разработан проект реконструкции храма.  К сожалению, он так и не реализован. На восстановление нужны огромные деньги. Выделить их католическая церковь, которой передали Троицкий костел, не в состоянии. Так и продолжает он сегодня медленно разрушаться под воздействием времени и атмосферных осадков. 

Зато небольшое по сравнению с ним и неприметное кирпичное здание рядом благодаря обретенным новым хозяевам постепенно оживает. Для того чтобы создать музей, руководство СПК «Восход-Каменец» уже изрядно потратилось. Чем более углубляются, оттолкнувшись от имени Станислава Понятовского, местные исследователи в историю родного края, тем  масштабнее вырисовывается предстоящий фронт исследовательских и оформительских работ, растет сумма  предполагаемых расходов. По предварительным подсчетам, в окончательном варианте она составит около девятисот миллионов рублей. Включив этот объект в областную программу развития сельского туризма, руководство района уже требует отчета о соблюдении графика его реконструкции. Это несколько беспокоит и озадачивает Андрея Зеленко, убедившего земляков создать собственный музей. 

Впрочем, на сегодняшние финансовые трудности руководитель смотрит весьма прагматически. Музей, одной из центральных фигур которого станет последний польский король, по его замыслам, должен стать лишь ключевым звеном в большом архитектурно-историческом комплексе, создаваемом в окрестностях Волчина в рамках программы развития местного туризма. Реализовать ее очень активно помогают уже не один год студенты исторического факультета Брестского госуниверситета. Каждое лето они проходят в окрестностях Волчина археологическую практику, делая порой уникальные открытия, относящиеся не только к нескольким предыдущим векам, но и к гораздо более ранним периодам жизни человека на здешней земле. Все найденные при раскопках предметы передаются в фонды будущего музея. Выросшие из-под земли остатки древних строений в здешних окрестностях засыпаются так, чтобы при надобности превратить их в постоянно действующие «филиалы» волчинского музея под открытым небом. Обязательно собираются возродить здесь и старинный дворцово-парковый ансамбль в урочище Гремяче недалеко от Волчина. Уже сегодня заезжающим туристам предлагают активный отдых с увлекательной рыбалкой на озере Катерка, где для гостей создана  даже плавучая база. Интересно будет в Волчине и близлежащих селах не только заядлым рыбакам и любителям древней истории. На экскурсию можно привозить сюда и хозяйственников. Чтобы посмотрели, какие результаты дает реформирование путем присоединения слабого хозяйства к более сильному, и поучились эффективному сельхозпроизводству, наведению порядка на земле.

Словом, мелькнувшая в Кракове у Андрея Зеленко мысль об историческом поиске со временем переросла в целую стратегию, которая в недалеком будущем обязана дать должную отдачу.  Тогда Волчин станет достойным дополнением двух жемчужин  района – Беловежской пущи и Белой Вежи в Каменце, туристическая популярность которых из года в год растет. 

На снимке: председатель СПК «Восход-Каменец» Андрей Зеленко у Троицкого костела в Волчине, где крестили и перезахоронили последнего польского короля. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter