Королева цирка

Один день из жизни серебряного призера Олимпиады в Сиднее по художественной гимнастике Юлии Раскиной
Один день из жизни серебряного призера Олимпиады в Сиднее по художественной гимнастике Юлии Раскиной

Вахтер на служебном входе минского цирка был суров, как тигр. Сдвинул брови, рыкнул: «Вы к кому? К Юлии Раскиной?..» О, сразу подобрел, будто за ушком его почесали. Ждать пришлось недолго — бывшая гимнастка появилась совсем скоро. «За мной, — бойко проговорила она. — Надо еще успеть отрепетировать номер». Коридорами–лабиринтами добрались до арены. Шли последние приготовления — до представления оставалось меньше часа. Юля берет обручи и приступает к разминке. Крутит виртуозно: два, три, четыре одновременно! Спустя минут 15, бросив на работников лукавый взгляд, произносит нечто из репертуара маленькой ведьмочки: «Ну что, полетаем?» Вместо метлы трое крепких парней откуда–то сверху спускают на арену канат. Артистка хватается за него и через мгновение парит под куполом, не переставая при этом крутить обручи. Полет Раскина повторяет трижды. Репетиция окончена. Браво!

Юля — уже циркачка со стажем. Однако до недавнего времени белорусские зрители не имели возможности восхищаться ее талантами. Два года она выступала в Северной Америке в составе всемирно известного и очень престижного канадского цирка du Soleil. Вернувшись домой, Юлия решила продолжить цирковую карьеру. Придумала номер, успешно прошла кастинг и дебютировала на минской арене.

— Случайно я в цирк попала, — вспоминает Раскина, когда мы направляемся со сцены в гримерку. — Еще после Олимпиады 2000 года представители канадского «Цирка Солнца» захотели заполучить меня в свое шоу. Но тогда я была вся в спорте и даже не обратила внимания на их приглашение. А в 2003–м, когда ушла из гимнастики, они мне снова позвонили. На этот раз я решила попробовать. Прошла отбор, подписала контракт на 2 года. Вскоре поняла, что в цирке вполне можно реализовывать свои амбиции. А для меня это очень важно.

Правда, du Soleil — это больше шоу, нежели цирк. Там нет звезд. Вернее, там все звезды вне представления. А во время шоу все равны. Мы, 60 артистов, работали исключительно на общую картину. С шоу Corteo проколесили Северную Америку вдоль и поперек. Это было отличное, веселое время, масса впечатлений. Правда, проработав 2 года, поняла, что хочу выступать соло и ушла из du Soleil.

Вернувшись в Минск, задумалась: а что дальше? Год провела в творческом поиске, параллельно репетируя новый номер. Практически сама придумала его в жанре хулахуп. Уходило много сил, энергии и нервов, потому что поначалу все валилось из рук. Подготовка номера заняла около семи месяцев. Элемент, в котором кручу четыре обруча, не получался месяца два. Сейчас понимаю, что в моем номере проскакивает спорт, а мне бы хотелось полностью уйти от него. Так или иначе, после кастинга директор «Белгосцирка» Татьяна Бондарчук предложила мне контракт на одну программу...

До представления — 35 минут. Мы заходим в гримерку. Юля садится за небольшой столик, на котором — целая россыпь косметических средств: пудра, тени, карандаши, тушь, лак... Макияж — дело важное, хотя и проще, чем хулахуп.

— В du Soleil, кстати, у нас очень строго с гримом было. Макияж разрабатывался профессионалами индивидуально для каждого артиста. Гримеры давали полную инструкцию: как, в какой последовательности и что делать. А в контракте было прописано, что должен выходить только в таком макияже. Следил за его правильностью и качеством артистический директор, и, не дай Бог, «стрелочка» какая–то не будет подведена — неприятности гарантированы. В минском цирке сама придумала и, как видите, накладываю макияж. С ним я определилась, а вот с прической еще в раздумьях: не могу сказать, что она на 100 процентов соответствует моему артистическому образу.

— Юля, в «Цирке Солнца» у вас был групповой номер. Теперь вы воплотили свое желание в жизнь и выступаете соло...

— Соло мне нравится гораздо больше. Я и в спорте–то всегда была «личницей». Но индивидуальный номер значительно тяжелее и ответственнее. Попробуй удержи внимание двух тысяч зрителей, чтобы они не зевали, не ели поп–корн, а смотрели на тебя. Зато если это удалось, все аплодисменты одной лишь тебе.

— А у вас бывали случаи, когда не удавалось?

— Конечно. Очень паршиво себя чувствуешь потом. Считай, день просто вычеркнут из жизни.

— Для вас оценка зрителей имеет большое значение?

— Огромное. Мне хочется, чтобы люди получили положительные эмоции. Недавно был случай. Пришла маленькая дочка одной из коллег в гримерку после представления. Она не знала, кто я. Мама ее спрашивает: «Что тебе, доченька, запомнилось?» У меня аж сердце начало чаще биться при этих словах. Так хотелось, чтобы она отметила мой номер. И девочке он действительно понравился! Представляете? Как же мне было приятно! На мой номер зрители реагируют хорошо... Э–м–м–м... Не могли бы вы выйти, мне переодеться надо. Минут за 10 до начала представления я буду еще репетировать. Жду вас в разминочном зале...

До выступления — меньше 20 минут. Цирк заметно ожил. По лестницам метеорами проносятся артисты. Из зала доносятся мелодии начавшего «разогрев» оркестра. Второй звонок. Ровно за 10 минут до начала представления Юля приходит в разминочный зал, где генеральную репетицию проводят еще несколько артистов. Она улыбается, смеется, но сразу видно, что Раскина сконцентрированна и мыслями уже на арене. Спортивная закалка! Юля начинает отрабатывать все элементы своего номера. Обручи, словно дрессированные, слушаются артистку беспрекословно.

— Я третья выступаю... Вы, наверное, не поверите, но у меня перед каждым выходом на арену присутствует волнение. В спорте кое–как научилась справляться со своими нервами, а уйдя отвыкла. Теперь заново учусь.

— А что для вас самое важное в выступлениях?

— Если выхожу на сцену, должна быть уверена, что делаю стоящий, хороший номер. Выступаю ведь не только для себя, а в большей степени для зрителей. Хотя не скрою, я и сама получаю огромное удовольствие после каждого представления. Это ни с чем не сравнимое ощущение. Руководствуюсь принципом: важно, как ты делаешь, а не что ты делаешь. Можно и один обруч закрутить с такими энергией, посылом, что весь зал ахнет.

— А вы когда–нибудь опаздывали на шоу?

— В du Soleil разок случилось ЧП — опоздала. Получила после этого письмо от руководства. Три письма — автоматическое увольнение. За 2 года накопилось два. Второе уже не помню, за что получила. Ну все, мне пора...

— Ни пуха, Юля...

— К черту!

Сломя голову мы с фотографом бежим на свои места, чтобы не пропустить выступление. Оно чудесно. Кульминационный момент — тот самый «полет» — вызвал овацию. Аплодировали все, от мала до велика! Минут через 5 снова встречаемся с Юлей в гримерке.

— Примите поздравления! Вы окончательно решили посвятить свою жизнь цирку?

— Спасибо! У меня море энергии. Пока могу выступать, буду выступать. Уже полтора месяца работаю над новым номером. Проектирую костюм, заказала обувь. Я серьезно заболела цирком. Днем и ночью думаю, как сделать номер лучше, какой выбрать образ. Это интересно и увлекательно. Я постоянно на эмоциональном подъеме.

— Вы собираетесь и дальше работать только с обручами или ищете что–то новое для себя?

— Хочу двигаться именно в этом направлении. Новый номер в испанском стиле фламенко, надеюсь, выйдет захватывающим. Элементы будут и из гимнастики, но в значительно меньшем объеме. Количество обручей увеличится. Мечтаю в будущем совершать еще более высокие «полеты». Кстати, сначала было очень страшно подниматься. Да и тяжело это физически.

— Какая ваша цирковая мечта?

— Как и у любого артиста: быть востребованным и любимым...

Кстати, если вы еще не видели выступление Юли Раскиной, очень вам рекомендую. Не пожалеете!


Зигзаги судьбы

Куда уходят из спорта звезды художественной гимнастики

Олимпийская чемпионка 1992 года Александра Тимошенко закончила карьеру буквально сразу после Игр. Сейчас она живет в Австрии. В этой стране Александра получила юридическое образование и успешно работает в адвокатской конторе.

Победительница Олимпиады в Атланте украинка Екатерина Серебрянская сегодня является одной из наиболее известных и успешных женщин своей страны. В Украине в нескольких городах огромной популярностью пользуются детские спортивные «Студии Серебрянских», которые созданы не только для подготовки новых олимпийских чемпионок, но и для оздоровления всех желающих. Сама Екатерина не ограничивается работой в студии. Долгое время на одном из телеканалов она была ведущей программы «Утренняя гимнастика с Екатериной Серебрянской». Не забыла Екатерина и об учебе после спорта. Она успешно защитила кандидатскую диссертацию в Харьковской государственной академии физической культуры. А недавно в свет вышла первая книга Серебрянской из серии «Советы Екатерины Серебрянской. Будь в форме...», которая, к слову, пользуется большим спросом.

Олимпийская чемпионка Сиднея россиянка Юлия Барсукова после Игр ушла из большого спорта. Она замужем за фигуристом Денисом Самохиным, сама стала на коньки и неоднократно выступала в различных ледовых шоу.

Серебряный призер Олимпиады в Афинах Ирина Чащина официально объявила о завершении карьеры совсем недавно. Какую новую профессию выберет для себя Ира, пока неизвестно, но она отучилась на факультете журналистики МГУ. А еще в 2005 году была и первая проба пера: Ирина написала книгу «Стать собой»...

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter