Королева любит свой цвет

Между нами, девочками с Мартой Скавинской
На открытый разговор человека вытащить тяжело: у каждого есть свои «скелеты в шкафу», сокровенные мечты и желания, да и просто мысли, с которыми делиться не всегда хочется. Тем более на всю страну. Новая рубрика, которую будет вести на страницах «СБ» обозреватель и телеведущая канала СТВ Марта Скавинская, не что иное, как разговор по душам. Его суть ни в коем случае не ковыряние в чужом белье, но максимальная откровенность собеседника и самые каверзные и неудобные вопросы на все темы жизни и спорта. Герои — самые разные, но всех их будет объединять одно: они известны в мире спорта и... они — женщины. Сегодня — дебют.

Анна Шаревич о любви, шахматах и шахматной любви

Она часто ездит в Германию, Россию и Турцию, словом, туда, где проходят все самые важные шахматные турниры. А живет международный гроссмейстер и трехкратная чемпионка страны среди женщин Анна Шаревич между Брестом и Минском. В одном городе ее всегда ждут близкие люди, в другом — располагается главный шахматный дворец и все атрибуты нескучного времяпрепровождения.

Я не отношусь ни к многочисленным новым знакомым Ани, ни к ее старым друзьям. Но как–нибудь в конце беседы мы друг для друга точно обозначимся. Сейчас же только начало истории, в которой местом встречи служит кафе у... вокзала. Аня, кстати, уже там. Ждет. Это потому, что поезда почти всегда приходят по расписанию, а журналисты, как правило, задерживаются. Даже к таким почти VIP–персонам: к девушке, заявившей о себе в 2007–м не только с шахматной стороны.

Аня Шаревич за прошедший год, помимо обязательной спортивно–интеллектуальной программы, успела выполнить и произвольную: поучаствовать в фотоконкурсе «Королева спорта», «засветиться» в телешоу «Две звезды», наконец, попасть в топ–50 самых успешных и красивых людей Беларуси. Мне бы хотелось знать ее раньше, чтобы проследить за тем, как статус светской леди повлиял на ее жизненные принципы и предпочтения. Однако в наличие только предположения и вопросы, ответы на которые, быть может, помогут сделать выводы другим.

— Аня, в разговоре по телефону ты сказала, что, помимо нашего интервью, сегодня еще обязательно должна попасть на ОНТ, забрать причитающиеся бонусы за участие в шоу «Две звезды». Не жалеешь о своем певческом опыте?

— Нет, конечно, на ОНТ сбылась моя детская мечта. Никогда не училась в музыкальной школе, никогда не пела. Но лет в 16 был такой порыв, попросила папу научить меня играть на гитаре. Где–то три песни разучила и была счастлива до невозможности...

— Хочешь сказать, не отдай тебя родители в спорт (шахматы и акробатику), ты бы профессиональной певичкой стала?

— Не знаю, все может быть (улыбается). Зато теперь знаю другое: совершенно точно отдам в музыкальную школу своих будущих детей. Хотя бы для того, чтобы развить слух.

— Ань, как думаешь, какие двери перед тобой открывает участие в различных шоу?

— Скажу так: хоть шахматная карьера может быть очень продолжительной, благодаря новым знакомствам, связям я смогу реализовать себя и в других сферах.

— В кино тебе сниматься не предлагали?

— Пока нет.

— А если бы мы сейчас кино снимали, ты какую роль сыграла бы?

— Раньше без раздумий перевоплотилась бы в Констанцию из «Трех мушкетеров», а сейчас мне ближе роль Миледи.

— Так, интересно, обоснуй, пожалуйста. Ты бы жизнь ее прожить хотела или больше по душе образ коварной женщины?

— Констанция — она наивная, а Миледи — сложная, она много видела, опытная и всегда добивается своей цели.

— И кто же ваш мужчина, Миледи?

— Раньше, конечно, всех обходил д’Артаньян, а теперь я повзрослела и мне ближе Атос — человек, у которого что–то есть за плечами, какой–то опыт, мудрость, что ли. И если перенести эти образы на нашу повседневность, то рядом с собой мне бы хотелось видеть мужчину, который старше меня, который что–то о жизни знает. Еще он должен понимать меня и не мешать моей свободе, моему развитию как личности, наконец, шахматам. И пусть я не буду зарабатывать больших денег, но сидеть, чтобы просто быть рядом и просто растить детей, тоже не хочу.

— Не боишься, что разница в возрасте в каких–то случаях не позволит вам договориться?

— Нет, у меня есть пример родителей. Папа старше мамы на 9 лет, и сколько бы ему ни исполнилось, мама всегда будет молодой. Все мы становимся старше, это понятно, а разница в возрасте поможет избежать упреков: ты уже не та, что раньше. Может, через пять лет я и поменяю мнение на этот счет, но сейчас думаю так. Конечно, со взрослым мужчиной общаться сложнее: ему нужно соответствовать. Я порой замечаю, что с разными мужчинами не всегда себя одинаково веду. С другой стороны, я почему–то уверена, что взрослый и умный обязательно разглядит сущность: он смотрит в тебя, а ровесник — только на тебя. Хотя в моей практике встречались и такие, кому выгодно исключительно твое положение, ему приятно просто появиться в компании с международным гроссмейстером Шаревич. И тут дело не в возрасте, а в развитии человека, вернее, в отсутствии оного.

— Обидно, правда?

— Да нет, чем скорее это увидишь, тем лучше. Раньше раскусишь — и до свидания.

— Ань, я подозреваю, что, говоря о мужчине старше тебя, ты имеешь в виду человека со статусом и обязательно состоявшегося?

— Это, безусловно, человек, который чего–то добился в жизни, и он будет ценить то, чего в свои годы добилась я.

— Именно женщина, на мой взгляд, делает мужчину мудрее. Не зря, наверное, говорят, что ни один мужчина не совершил бы своих гениальных открытий, героических подвигов, если бы рядом не было дамы сердца.

— Я думаю, мужчины и женщины необходимы друг другу в равной степени. Кстати, я совсем не сторонница феминисток, которые считают, что все могут сами. Мы более хрупкие и нежные. Да, мы можем творить, можем добиваться успехов в спорте, но для каждой женщины важно иметь гарантию: что бы ни случилось, тебе есть на кого рассчитывать.

— Ну хорошо, Аня, он такой взрослый, такой замечательный, он — та самая опора, но он — мужчина и ходит «погулять». А у вас семья, и ты — красивая, а у него за плечами жизнь и столько самого разнообразного опыта... Что делать?

— А я не знаю (смеется), я не думала об этом. Ой, глаза не видят — душа не болит. Пусть не говорит. В сериале «Татьянин день» есть такая ситуация: две подруги — продвинутая москвичка и провинциалка, а между ними парень. Любит он одну, спит с другой. А потом признается в своих грешках. А я думаю, ну зачем расстраиваешь девушку? Так что пусть лучше никто не признается. Всякое в жизни бывает, но отношения, они ведь должны строиться на доверии. А когда узнаешь обидную правду, вряд ли будешь спать спокойно, если милый задерживается. А вообще отношения нужно с самого начала грамотно выстраивать. Одной муж всегда будет изменять, а другой — не получится.

— Твой мужчина должен хотя бы иметь представление о шахматах?

— Это не условие. Может и совсем не уметь играть. Он может даже названия фигур не знать. Это не проблема, я сама его всему обучу с удовольствием. Помимо шахмат, есть еще много тем для разговоров.

— Аня, а исходя из личного опыта, поделись, шахматная любовь, она какая?

— Шахматная любовь начинается просто. Ты участвуешь в каких–то турнирах, вертишься в определенных кругах, и на фоне шахматной жизни, как правило, завязываются отношения. Есть общие интересы, всегда есть что обсудить. Причем интеллектуальный круг не такой большой, и все знают: кто с кем, сколько и когда. А в обычной жизни ты сталкиваешься с тем, что приходится быть обычным человеком. В шахматной среде важен твой статус, особенно у мужчин. Чем выше рейтинг, тем больше к тебе очередь.

— Мужчины–шахматисты умеют играть в романтику? Или они просчитывают все свои ходы и руководствуются исключительно логикой?

— Знаешь, любовь объединяет людей и способна творить чудеса. Но в шахматном мире, как и в жизни, можно столкнуться с невоспитанностью. А есть совсем другие ребята: галантные от природы, внимательные и, конечно, среди них хватает романтиков.

— Я так понимаю, тебе познакомиться с мальчиком труда не составляет никакого. Все приемы знаешь в совершенстве...

— Все как–то само собой получается. Правда, иногда даешь телефон, а потом думаешь, я же не могу встречаться с простым человеком. Не хочу никого обидеть, но чем выше поднимаешься, тем больше у тебя требований и ты уже выбираешь совсем из другого контингента.

— А ты не боишься в таком случае никого не встретить?

— Если честно, то мои взгляды на отношения изменились всего пару месяцев назад. Раньше для меня главное было, чтобы меня любили и пылинки сдували, как–то все легкомысленно... А теперь я хочу любить по–серьезному. Любовь, конечно, зла, можно полюбить и не того, но эти сказки больше к мужчинам относятся. Короли могут полюбить пастушку, а женщины пастуха — нет.

— Ну а вдруг принц окажется скромным парнем, но таким душевным... Что делать со статусом, которого нет?

— Мне сейчас 22 года, многие говорят, что замуж пора, хотя я сама такой цели не ставлю. Думаю, любовь все–таки победит. Если с человеком комфортно, пусть за спиной говорят все, что захотят. Другое дело, когда о тебе много пишут, все, в конце концов, спрашивают, с кем ты встречаешься. На данный момент — ни с кем. Но, в принципе, было бы неплохо ответить на этот вопрос утвердительно. Мне кажется, для девушки это важно.

— Аня, ну а насколько сегодня самой реально заработать, играя в шахматы?

— Самые большие доходы у мужской элиты. За первое место в чемпионате России победитель получил 44 тысячи долларов. А женскими шахматами сколотить бешеное состояние нереально. Для девушки моего возраста я зарабатываю нормально. Живу с родителями и не в чем себе не отказываю. Парикмахерские, ногти, все дела — трачу, сколько хочу. Ну это еще и потому, что я копить совершенно не умею. Не знаю на что. Мне подруга говорит, чтобы копила на машину. Права есть, а не езжу. Не получается пока. Еще эта светская жизнь... Знаешь, одни считают, что это круто. А вот знали бы они, как дорого. Новая вечеринка — значит, новое платье. С одной стороны, понимаешь, что можно было бы и без него обойтись, а с другой — нужно достойно себя подать. Для мужчины может и трех костюмов достаточно, никто ничего не заметит, а вот на женские наряды внимание обращают постоянно.

— Выматывает светская жизнь?

— Так как в последнее время участие в ней принимаю самое активное, то, конечно, времени это отнимает много.

— А на игре в шахматы это как–нибудь сказывается?

— Я стараюсь планировать свой день. Понятное дело, не всегда все успеваю, но вообще тренироваться, чтобы держать себя в тонусе и не терять концентрацию, надо постоянно.

— Ну а как не потерять концентрацию во время партии? Мне кажется, женские шахматы такие эмоциональные, что, сидя за доской, можно задуматься о своих переживаниях и забыть про все остальное.

— Шахматисты–мужчины имеют более устойчивую психику. Они могут уйти в игру, отключиться — и на этом точка. У нас все по–другому. Отвлекаешься, безусловно, и я этого не скрываю. Это плохо.

— Ты часто не просто выигрываешь, но и получаешь такие титулы, как «Мисс турнира». Приятно или, может, раздражает?

— Поначалу было очень приятно, все–таки твою внешность оценили. А сейчас, если какая–нибудь другая девушка становится мисс, я даже не огорчаюсь. Может, потому что я все свои титулы уже давно забрала. Хватит. Эти бонусы стали своеобразным стартом. Временем, когда меня заметили. Теперь для меня важнее внимание мужчин.

— У каждого человека есть определенное количество масок, которые он меняет в зависимости от ситуации и отведенной роли. Где–то приходится защищаться, на кого–то нападать. Анна Шаревич, которую мы не знаем и никогда не видели, она какая?

— В профессиональной деятельности я жесткая. Всегда настроена на победу, нацелена на качественную игру, порой бываю слишком бескомпромиссной, и это не всегда на пользу. Это характер. А вообще, все эмоции у меня на лице. Люди, которые меня знают, легко могут определить, когда я волнуюсь, когда злюсь. Ко многому отношусь искренне, может, еще не успела зачерстветь (смеется). Я часто наивная, верю людям.

— Аня, ты себя позиционируешь как девушка умная и красивая, с этим все понятно. Но вот представь, тебе надо выбрать только что–то одно: ум или красота...

— Приведу пример из фильма «Королева Марго». Там по сюжету была такая ситуация, когда королева хочет покончить с собой, и Генрих IV — муж, пытается ее спасти. И вот когда он думает о том, как это сделать, говорит, что для женщины самое страшное в жизни — потерять красоту. Понятное дело, что это глупость. Есть вещи и пострашнее. Но тем не менее Генрих, отговаривая ее от самоубийства, давит именно на это. И, знаешь, срабатывает. Перед красивой женщиной открываются многие двери. Ведь надо, чтобы мужчина сначала обратил внимание на обертку, а потом уже и конфетку проглотил. Ответ? Все–таки красота, хотя, может, это и слишком радикально...

...Признаться, задавая этот вопрос, почему–то была уверена, что Аня выкрутится, скажет что–нибудь в стиле: умные люди некрасивыми не бывают, все–таки шахматы — самый интеллектуальный вид спорта. С другой стороны, она ответила честно. Красивой быть как будто проще. И с предпочтениями мы, кажется, разобрались. Что надо чересчур уверенной в себе девушке, не знающей горьких тягот и рутины? Правильно, застраховать себя от них и, быть может, отчасти путем приобретения «лучшего мужчины на Земле». Так обеспеченно беспечно можно будет с блеском жить. Удачи тебе, Аня. И спасибо за откровенность.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter