Анастасия Сорокина о том, как не быть пешкой в чужой игре, а стать ферзем на своей доске

Королева любит свой цвет

В Австралию Анастасия Сорокина отправилась за мечтой. Однажды ей подарили маленького плюшевого коалу. Играя, а она была очень неплохой шахматисткой, Настя всегда сажала талисман возле доски и вообще с мишкой не расставалась. Но однажды перед самой важной партией потеряла. Были, конечно, слезы в подушку всю ночь и данный себе зарок: если завтра не проиграю, поеду в Австралию и куплю такого же. Партия закончилась вничью.



Слово девушка сдержала: в Австралию не просто попала, а едва не осталась там навсегда. Долго жила в Мельбурне, выступала за сборную этой страны на одной из шахматных Олимпиад, стала международным арбитром элитного уровня. Но вдали от родины долго не смогла. Затосковала и вернулась. И сегодня двигает вперед свою любимую игру не за океаном, а в Беларуси, являясь председателем Белорусской федерации шахмат и вице–президентом ФИДЕ.

— На тот момент, а было это начало XXI века, я работала молодым специалистом в Министерстве спорта — методистом национальной сборной по шахматам. Но уже начала судить и в 2002–м получила звание международного арбитра. Стала нарабатывать репутацию, появились хорошие предложения из–за рубежа. Звали, например, тренером в Катар. Условия предлагали шикарные: хорошая зарплата, оплачиваемый перелет и проживание, отпуск... Но мечта не отпускала. Деньги для меня никогда не являлись приоритетом, а Австралия буквально снилась...

Анастасия уговорила подругу составить резюме. В интернете отыскала несколько адресов шахматных школ и на удачу разослала письма. Через какое–то время, когда уже стали появляться мысли о тщетности всего задуманного, в почтовом ящике обнаружился ответ. Один–единственный. Звали в маленькую частную шахматную школу в Брисбен. Контракт — копеечный. Билеты на самолет не оплачивали. Только проживание, да и то в семье.

— За этот вариант я ухватилась как за соломинку. Я хотела, я мечтала и о прочих мелочах не раздумывала. На очень недешевый авиаперелет деньги одолжили родственники. Надела свой любимый розовый кроличий полушубок, белые сапоги и в наряде «а–ля девушка из 1990–х» отправилась покорять судьбу. Мне было 23 — море по колено. Я знала полторы фразы на английском. А австралийский английский, который очень своеобразен, вообще не понимала. Но это все представлялось чепухой, мне казалось, что только в Австралии я смогу быть счастлива и реализовать себя.

От незнания языка на первых порах спасал учебник Юрия Авербаха, написанный на двух языках одновременно — русском и английском. Так занятия и вела — пригодился природный авантюризм и любовь к детям. Занятия вела персонально и много, выезжая по адресам. Выбирать не приходилось. 130 км в одну сторону, чтобы провести часовой урок, потом столько же обратно. Успеть нужно было к 7.15 утра.



— Специально взяла машину в кредит — маленький и старенький Hyundai, выезжала с большим временным запасом, потому что водить совсем не умела. А тут — шикарный автобан. Да еще движение левостороннее! Ползла, помню, испуганно километров 60 в час, пока не остановила полиция. Дали даже в трубочку подышать. А я и объяснить толком ничего не могу. В общем, сказали ездить по второстепенным дорогам, пока не научусь, по автобану так медленно, оказалось, нельзя...

Одних бешеный ритм и трудности пугают, ломают, но Анастасию Сорокину они только подстегивали к движению вперед. А эйфория и восторг от всего нового, от природы, кенгуру и океана добавляли в кровь столько адреналина, что она ничуть не сомневалась: поступила верно!

— Проснулась — птицы за окном поют. Но странно, будто на чужом языке, не могу понять! Оказалось — это волнистые попугайчики. Как наши воробьи, сидят на ветках и чирикают!

Терпение и труд сделали свое дело. Вскоре переехала в Мельбурн, обзавелась знакомыми, открыла свою шахматную школу. В общем, стала довольно успешным человеком. А тут еще и предложение подоспело: на шахматной Олимпиаде выступить за сборную Австралии! И в 2004–м сыграла под новым для себя флагом. Друзья–эмигранты говорили: чтобы родина окончательно отпустила, нужно прожить на новом месте 4 года. Но в душе покоя не было...

— Полгода я ни о чем не думала — это было время полного восторга! Но потом начались будни. Меня жутко тянуло домой. Словила себя однажды на мысли, что большую часть из заработанных средств откладываю. На билеты, чтобы при первой возможности улететь в Беларусь. И все чаще и чаще стала думать о возвращении. Сны видела. Я ведь по натуре человек очень домашний. Семейный. Понимание того, что не смогу на чужбине, что родина не отпускает и зовет, постепенно нарастало и однажды ударило словно обухом по голове: решила — возвращаюсь! И счастье от этого накатило теплой океанской волной. Мне до сих пор нравится Австралия, но сердцем чувствую: жить смогу только в Беларуси.

Она вернулась и устроилась на работу обыкновенным детским тренером во Дворец детей и молодежи.

— Я так от этого кайфанула — словами не передать. Родные лица, близкий менталитет... Это все мое! И захотелось весь свой опыт оставить здесь, быть полезной и нужной в своей стране, развивать и двигать вперед шахматы здесь, а не там. И как–то очень быстро все закрутилось. Организовала школу шахмат для самых маленьких. В РЦОП мне выделили маленькую комнатку, в которой все начиналось. Но в тесноте, как говорится, да не в обиде. На месте не стояли, развивались, работали. И теперь наша школа — единственная в Беларуси, имеющая сертификацию ФИДЕ, официальную лицензию Международной федерации шахмат. Детишек много, и с каждым годом набор растет. Они довольны, много тренируются, выступают на турнирах. Да и просто рады тому, что каждый день узнают что–то новое, совершенствуются, растут.



Возглавив в 2017 году Белорусскую федерацию, Анастасия Сорокина за короткое время сделала для развития и популяризации шахмат в Беларуси столько, что можно только позавидовать. Чемпионаты страны перестали быть вещью в себе и получили новую жизнь, мужская и женская сборные Беларуси задышали полной грудью. С визитом, мастер–классом и сеансом одновременной игры Минск после 20–летнего перерыва посетил наш легендарный гроссмейстер Борис Гельфанд. Его преемник, лучший на сегодня шахматист страны Владислав Ковалев, победил в престижном «Аэрофлот Опен» в Москве, а затем занял второе место на супертурнире в Дортмунде, едва не обыграв 14–го чемпиона мира Владимира Крамника. Во Дворце спорта с размахом прошли мемориал Виктора Купрейчика и первенство мира по рапиду и блицу среди детей и юношей, где наша 8–летняя кроха Екатерина Зубковская в великолепном стиле обыграла всех, завоевав титул чемпионки планеты в своем возрасте! Дальше — больше. Не упали в грязь лицом на Всемирной юношеской олимпиаде, поделив в итоговом протоколе 3 — 4–е места со сборной Китая, а Брест навестил сам Анатолий Карпов! И главное: на исполкоме ФИДЕ в Грузии наша страна выиграла право провести в Минске шахматную Олимпиаду 2022 года, а саму Анастасию Сорокину избрали на пост вице–президента ФИДЕ.

В планах у Анастасии Викторовны еще много интересного. А на вопрос, откуда она берет силы и все успевает, Сорокина отвечает коротко:

— Родина вдохновляет!

s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter