Королева эпохи

Отчего так радовалось и одновременно защемило сердце, наблюдая, как по Темзе плывет величественная...

Отчего так радовалось и одновременно защемило сердце, наблюдая, как по Темзе плывет величественная флотилия в честь «бриллиантового» юбилея Елизаветы II? Не оттого ли, что по реке времени уплывала от нас целая эпоха, олицетворяемая 60–летним царствованием британской королевы, взошедшей на престол вскоре после Второй мировой войны? Послевоенная эпоха процветания, как уверяют политологи и философы, уже заканчивается и мир стоит на сломе веков в прямом и переносном смысле.


И сама Британия — это уже не старый добрый мир мистера Пиквика, в чьем юморе, спокойствии и доброжелательности воплощен британский характер. В этом характере уже кипит чужая горячая кровь, Лондон — город эмигрантов. А захватчики «Уолл–стрит» вместе с мостовыми разрушают и строгий британский моральный кодекс, известный как джентльменство. Он гласит, что процветание — это вознаграждение за добродетель...


«Куда катится старая Англия?» — размышлял когда–то джентльмен Джолион Форсайт, наблюдая золотой закат над своим домом, олицетворяющим две вечные британские ценности — красоту и собственность.


Будь у меня такая возможность, я задала бы Елизавете этот один–единственный вопрос. Куда катится мир и как сохранить в нем благополучие ее царствования, которое Генсек ООН Пан Ги Мун назвал «якорем нашей эпохи»?


Но королева, как известно, никогда не дает интервью. Такова традиция. Королева хранит молчание — и это еще одна величайшая ценность в наш век переизбытка информации и безответственной болтовни.


И все же ответ есть. Джон Голсуорси написал, что люди не станут думать о будущем, которого они себе не представляют.


Долгое 60–летнее царствование Елизаветы II, сравнимое не только по длительности, но и по духу с правлением другой королевы–долгожительницы Виктории, — это то, что люди очень хорошо себе представляют. Это традиции старой доброй Англии.


XX век принес демократию, выборы и социализм (вспоминается фраза Форсайтов «от социализма ничего хорошего не ждешь»), но кто сегодня вспомнит имена выборных премьер–министров, бывших при Ее Величестве? Их было 12, не считая Кэмерона, но все это временные, наемные работники, принадлежащие прошлому.


...Елизавета после пышного празднования вышла на балкон дворца и помахала своим подданным рукой в ослепительно белой перчатке. Она помахала будущему, а не прошлому.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter