Король Стах, скелеты и вечность

50 лет назад была написана повесть «Дзiкае паляванне караля Стаха»

50 лет назад была написана повесть «Дзiкае паляванне караля Стаха»


Этот образ, пожалуй, один из самых запоминаемых в белорусской литературе.


Может быть, самый запоминаемый, настоящий современный миф... А что? В России уже давно изучают современную мифологию, в том числе имеющую литературные истоки, поскольку поняли, насколько это важно. Даже литература фанфикшен (то бишь любительские продолжения популярных произведений), изучается в этом ключе — ведь в ней массы людей выказывают собственные комплексы, стереотипы, чаяния и т.д., выявляя все то же коллективное бессознательное.


Когда я предложила молодежи подумать, по какому белорусскому произведению можно написать фанфики, ответ был однозначный и предсказуемый: «Дзiкае паляванне караля Стаха»... Приключения Андрея Белорецкого, фольклориста, патриота, героя–любовника и борца с призраками...


Но парадокс — все же литературный юбилей мы отмечаем не Андрея Белорецкого, а Дикой охоты короля Стаха!


Следовательно, мы должны представлять портрет этого «сборного героя».


«Цьмяныя ценi коннiкаў беглi ад дарогi наўскос да дрыгвянiстай лагчыны. Веялi па ветры плашчы–велеiсы, коннiкi прама, як лялькi, сядзелi ў сядле, i нiводны гук не далятаў адтуль. Менавiта ў гэтым маўчаннi i было самае жахлiвае. Нейкiя светлыя плямы выдзялялiся на гэтым туманным фоне. А дваццаць першы скакаў наперадзе, не матляючыся ў сядле, вочы яго закрываў нiзка насунуты капялюх з пяром, твар быў змрочны i бледны, вусны падцiснуты.


Дзiкi верас спяваў пад iхнiмi нагамi».


Что же такое — Дикая охота короля Стаха? Белорусский вариант «собаки Баскервилей», зловещее орудие зла? Воплощение «сацыяльнага прыгнёту, тыранii, уцiску i дэспатызму», как писали литературоведы?


Но ведь изначально — разве эта охота была злом? Ведь ее «составляющие» — предательски убитый потенциальный белорусский король Стах, образ исключительно светлый и романтический, и его верные сподвижники.


Итак, Стах Горский, потомок великого князя Александра, молодой благородный мечтатель. Хочет добиться независимости белорусских земель. Его любят и поддерживают и крестьяне, и «лясныя браты», и лучшие представители национальной шляхты. «Хоць i быў кароль Стах мужыцкiм каралём, хоць i ўзняўся супраць божых улад, але хiба не благаславiў бы Бог i яго ўладу, каб ён захапiў трон дзедзiч сваiх?»


Он обладает талантом воина, смел, решителен и, как принято в исторических романах, мечтает о  народном счастье... Как сегодня сказали бы, харизматичный национальный лидер. Он доверчив, щедр и благороден — охотно прощает врага, Романа Яновского, когда тот предлагает дружбу, одаривает его. Более того — во время охоты спасает от болотной рыси, рискуя собственной жизнью.


Роман убивает Стаха предательским ударом в затылок. Убиты или тяжело ранены сподвижники короля... Привязанные к коням, умирающие борцы за свободу уносятся в ночь, меняя свою сущность, призывая силы тьмы... Теряя свое изначальное призвание.


Дикая охота короля Стаха времен Белорецкого служит угнетателям, против которых изначальный король Стах боролся, терроризирует тех самых мужиков, во имя счастья которых мужицкий король собирался воевать. Но бросается теми самыми лозунгами о каре предателям... Парадокс?


Но разве мало мы знаем примеров из истории, когда благородная идея превращалась в свою противоположность?


Вспомним, как меняется образ короля Стаха во времени... Трудно узнать отважного красивого юношу уже в той фигуре, которую во главе призрачной охоты видит предатель Роман Яновский: «I перад усiмi скакаў, асветлены месяцам, туманны i вялiзны кароль Стах. I гарэлi вочы коней, i людзей, i гепардаў».


Король Стах, которого встречает Андрей Белорецкий, и вовсе демоничен: мрачный, бледный, с поджатыми губами...


Почему происходит такая страшная подмена?


Владимир Короткевич дает свою трактовку: негодяи, преследующие корыстные интересы, совершили эту подмену осознанно. Предали романтику предшественников, использовав и развив ту темную, агрессивную силу, которая была в какой–то степени ей присуща, но не была основной. Цель оправдывает средства... И в конце концов, вместо живых людей, вместо исполненных нечеловеческой силы призраков на коней посажены рукотворные чучела... А может быть, если есть изначально частица тьмы, и должна она разрастись и поглотить самое светлое дело? Ведь Стах проклинает род Яновских до двадцатого колена — всех, даже невинных младенцев... Помните слова Достоевского о слезе ребенка? А оправданное высокими словами уничтожение аристократии, а за ней кулаков, вредителей, жен врагов народа? Кстати, Надея Яновская, последняя из рода предателей и угнетателей, «замораная шляхцяначка», даже признает право призрачных охотников расправиться над ней, «эксплуататаршай»...


Как же воспринимается округой Болотных Ялин охота короля Стаха? Неодолимая, аморфная темная сила, которой невозможно сопротивляться. Она действует не только в союзе со сверхъестественным... В ней неразличимы отдельные элементы — обозначен только предводитель. И что же происходит, когда люди решаются восстать против инфернальной силы?


«...сярод трупаў i параненых я пабачыў на зямлi тры чучалы, апранутыя так, як i паляўнiчыя, у старыя капелюхi з пер’ямi, кабцi, чугi, але прывязаныя вяроўкамi да сядла».


Этот момент замечательно интерпретировал в своей экранизации «Дикой охоты» режиссер Валерий Рубинчик, который считал, что «у аснове твора былi схаваныя фiласофская прытча i сацыяльная драма, грамадзянскiя матывы якiх перагуквалiся з вечнымi тэмамi i праблемамi айчыннай реальнасцi». Восставшие селяне молча смотрят на тех, кого они столько лет боялись... Беспомощные полуистлевшие монстры, словно сошедшие с картин Босха или Брейгеля (любимых, кстати, художников Короткевича), составленные из скелетов животных, в лохмотьях когда–то роскошных одеяний, глядят пустыми глазницами черепов...


А тот, кто взял на себя функции короля Стаха, предводитель тьмы — вот он: толстый, жизнелюбивый и жадный шляхтич Дубатовк, истово целующий ноги Красоте (своей подопечной Надее Яновской), но безжалостно лишающий ее рассудка эрудированный человек — и использующий это знание для фальсификации...


Такое произведение могло быть написано только в «оттепельные» послесталинские годы...


Владимир Короткевич как–то рассказал Валерию Рубинчику, что написал эту повесть в 19 лет, на чердаке деревенской хаты. Кто знает? Владимир Семенович был известным мистификатором. На известной литературоведам рукописи автор оставил запись: «4 лютага 1958 г. Мiнск. Хата В.Краўца.» Писателю тогда было 27 лет. За два года до этого состоялся эпохальный ХХ съезд, разоблачивший культ личности. Разумеется, в кругах Владимира Короткевича эту тему обсуждали бурно... Если и существовала более ранняя редакция повести, то события тех лет могли заставить Короткевича внести определенные изменения, расставить акценты, обозначить аллюзии... Легенда о дикой охоте заканчивается словами древнего переписчика: «Па верасе, па гiблай дрыгве скача дзiкае паляванне i будзе скакаць да тых часоў, пакуль iснуе свет. Яно — наша зямля, нелюбiмая намi i страшная. Злiтуйся з нас, Божа!»


Фраза летописца напоминает постулаты психоанализа Карла Густава Юнга, который призывал осмыслить свои кошмары, темную сторону своей личности, свою Тень, потому что, только поняв и приняв это в себе, можно стать личностью. Белорусская история, вмонтированная Короткевичем в роман,   трагична и иногда страшна, но это —  история. Если мы замалчиваем какие–то ее страницы, отказываемся от чего–то — мы обедняем себя. Неразоблаченные кошмары повторяются.


Архетип Тени очень даже ложится на образ Дикой охоты...


Но вернемся к современной мифологии. Какой мы воспринимаем Дикую охоту короля Стаха на архетипическом уровне? Неужели с полуистлевшими конскими черепами на чучелах? Оставим в стороне публицистические спекуляции. Может быть, со мной многие не согласятся, но мне кажется, что на уровне «потребителя» все же прижился более романтический образ и менее зловещий. Есть вариант — с топтанием непокорных холопов копытами... Но есть и король Стах, преследующий тех, кто предает родную землю, в сопровождении «лемпардов» — болотных рысей, на «дрыгкантах» — романтической породе рыцарских коней. Не кажется ли вам, что это перекликается и с образами поэзии Максима Богдановича? Ну и, разумеется, со всеми известными в мировой мифологии дикими охотами.


В средние века этот миф был особенно распространен в Германии. В более поздний период — в Великобритании, Норвегии, Дании, Швеции, Ирландии. Дикая охота — обычно группа из 20 — 30 призрачных охотников с собаками (у Короткевича — 20 плюс предводитель). В Скандинавии в древности это представляли как охоту бога Одина. Кто встретится с ним — попадет в некую призрачную страну, кто заговорит — погибнет. В Северной Германии дикой охотой предводительствовала дама по имени Холда, или Госпожа Голла, чьей предшественницей ученые желают видеть богиню Луны, какую–нибудь античную Диану или Гекату... С дамой этой встречаться тоже нежелательно. Поскольку грешников ее собаки загоняют прямиком в ад... А вот в Британии предводителем дикой охоты считался не кто иной, как король Артур! Это вообще близко к нашему королю Стаху, правда? Артур тоже был предан — женой и своим лучшим рыцарем... Кстати, во Франции главой призрачной охоты является тоже герой не из последних — сам великий рыцарь Роланд! Использовали этот образ многие писатели мира, художники, композиторы... И в фэнтези, и в компьютерных играх, и в музыке металлистов... Есть дикая охота в сказках Андерсена. Испанский романтик Густаво Адольфо Беккер написал о дикой охоте, которую возглавляет юноша, погибший по прихоти капризной красавицы. Призрачные охотники и свора их собак гоняют умершую красавицу вокруг могилы жертвы ее каприза.


Нет сомнения, что Владимир Короткевич, человек энциклопедически образованный, был знаком пускай не со всеми, но с некоторыми из вариантов этого мифа. А то, что использована сюжетная схема «Собаки Баскервилей», не подмечал только слепой...


Но понятно одно. Пятьдесят лет назад в белорусской литературе появился миф, один из тех, на которых литература и входит в историю и в вечность. Король Стах и его призрачная охота.


И я вовсе не против появления на этот сюжет фанфиков.

 

Рисунок Олега КАРПОВИЧА, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter