Столетие Леонида Гайдая — повод вновь пересмотреть его картины

Король комедии

30 января исполнилось 100 лет со дня рождения кинорежиссера, сценариста, народного артиста СССР Леонида Гайдая. В течение всего года этот вековой юбилей будут отмечать и в Амурской области, где он родился, и в Иркутской, где начинал свой творческий путь. А в Москве, во ВГИКе, где учился Гайдай, провели научную конференцию, открыли выставку, посвященную знаменитому выпускнику, представили фильм о нем. Завтра на телеканале ОНТ — премьерный документальный очерк «Леонид Гайдай. Все бриллианты короля комедии» и его фильм «12 стульев».


Высота «низкого жанра»

Спустя полвека его комедии не утратили актуальности и по-прежнему набирают миллионы просмотров. Они стали признанной классикой наравне с работами Чарли Чаплина. А ведь когда-то высоколобые критики утверждали: то, чем занимается Гайдай, иначе как «низким жанром» или даже комедийным ширпотребом не назовешь. Только с годами пришло осознание, сколько кропотливого труда и терпения стоило режиссеру выверить в кадре все комедийные приемы — гэги, отточить остроумные реплики, уложить виртуозные трюки в необходимый хронометраж, подобрать ключ к каждому актеру. Леонид Иович часто повторял: «Три секунды на экране равняются трем часам в жизни».

Всего он снял более 30 картин. Однажды супруга режиссера, актриса Нина Гребешкова, услышала, как два киношника обсуждали ее мужа: «Вот взять Гайдая. То, что он снимает, вообще не искусство...»

Долгая дорога в кино

Родился Леонид Гайдай в городе Свободный Амурской губернии (сейчас Амурская область России). Позже семья перебралась в Читу, затем был Иркутск, где 21 июня 1941 года будущий режиссер окончил школу. Уже осенью он оказался на фронте. В 1942-м за уничтожение огневой точки врага Гайдая наградили медалью «За боевые заслуги», а в ­1943-м он подорвался на мине. Ему грозила ампутация ноги, но после пяти операций ее удалось спасти.

До поступления во ВГИК Гайдай окончил театральную студию при Иркутском драматическом театре, успел поработать осветителем и актером. Поначалу в институте кинематографии у него были проблемы с учебой: во время первой зимней сессии получил неуд по главному предмету — «Основам кинорежиссуры».

Да и комедийный дебют Гайдая удачным не назовешь. На «Мосфильме» начинающий режиссер хорошо зарекомендовал себя в качестве ассистента, а потом совместно с Валентином Невзоровым работал над картиной «Долгий путь» по сибирским рассказам Владимира Короленко. После этого в творческой мастерской Михаила Ромма взялся за «Мертвое дело» — так назывался сценарий Владимира Дыховичного и Мориса Слободского, который позже в тандеме с Яковом Костюковским станет соавтором лучших фильмов Гайдая. «Мертвое дело», сокращенное до 47 минут, претерпело множество цензурных правок и было выпущено под названием «Жених с того света».

Триумф

На этом карьера Леонида Гайдая могла и закончиться, но директор «Мосфильма» Иван Пырьев решил спасти молодой талант и пригласил его поставить фильм «Трижды воскресший». Позже именно Пырьев перемонтировал короткометражку Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс». Это стало большим уроком для Леонида Иовича.

Говорят, образы легендарной троицы — Труса, Балбеса и Бывалого — Гайдай почерпнул из советской прессы. Зализывая раны после «Жениха с того света», режиссер, уже засомневавшийся в выборе профессии, отправился в родительский дом в Иркутске, где на чердаке хранились залежи юмористических журналов 1920-х годов. Там-то и попался ему на глаза фельетон о браконьерах и сознательной собаке, из которого родилась немая короткометражка «Пес Барбос и необычный кросс», снятая за 20 дней. Она была показана на закрытии Московского кинофестиваля в 1961-м, ее купили для проката в 102 странах.

Фильм стал бешено популярным, его без конца крутили по телевидению. Триумф троицы в исполнении Юрия Никулина, Георгия Вицина и Евгения Моргунова потребовал продолжения. Оно последовало в «Самогонщиках» и полнометражных комедиях о Шурике («Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»). Гайдай продолжил в остром и лаконичном стиле традиции Чарли Чаплина, Бастера Китона, Гарольда Ллойда, немых комедий с Игорем Ильинским.

Еще один сквозной герой нескольких фильмов Гайдая — благообразный очкарик Шурик — своего рода alter ego самого режиссера, долго и мучительно искавшего актера на эту роль. Среди 40 претендентов значились Олег Видов, Евгений Жариков, Андрей Миронов… Но Гайдай выбрал неизвестного выпускника ­ГИТИСа Александра Демьяненко, для которого роль Шурика стала главной в карьере.

Классика и современность

Экранизировав в 1971 году «12 стульев» Ильфа и Петрова, а в 1973-м — пьесу Михаила Булгакова «Иван Васильевич», Гайдай и дальше работал с литературной классикой. Последовали «Не может быть!» по Михаилу Зощенко, «Инкогнито из Петербурга» по «Ревизору» Николая Гоголя, совместный советско-финский фильм «За спичками» — экранизация одноименной повести финского писателя Майю Лассила (режиссером с финской стороны выступил Ристо Орко). 

Вновь к современности Леонид Иович обратился в картинах «Спортлото-82» (1982) и «Опасно для жизни!» (1985). В эксцентричных комедиях «Частный детектив, или Операция «Кооперация» (1989) и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992) нашли отражение реалии нового времени: кооперативы, криминал, съехавшие с катушек мафиози, роковые красотки. В обоих фильмах главную роль сыграл Дмитрий Харатьян.

Больше, чем любовь

Героиню «Кавказской пленницы» не зря звали Нина. Это знаковое для Леонида Гайдая имя. В трудные минуты режиссера всегда поддерживала жена. С Ниной Гребешковой они прожили 40 лет. По профессии она была актрисой, по призванию — музой Гайдая, его поддержкой и опорой.

Свадьбу сыграли 1 ноября 1953-го. Через четыре года у них родилась дочь Оксана. Нина Гребешкова часто играла в картинах мужа, но в основном второстепенные роли. Практически единственными частыми гостями в их доме были Юрий Никулин с женой Татьяной, с которой Нина Павловна вместе училась в школе. Леонид Иович читал дочери перед сном книги, водил Ксюшу в театр, цирк и зоопарк. Семья всегда поддерживала режиссера в его неустанных поисках.

Скончался мастер 19 ноября 1993 года на 71-м году жизни в московской больнице в результате тромбоэмболии легочной артерии. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

ЛИДЕРЫ ПРОКАТА

Зритель принимал на ура эксцентрические комедии Гайдая. «Кавказскую пленницу, или Новые приключения Шурика» в 1966-м (в год выхода на экраны) посмотрели более 76 миллионов зрителей. В течение первого года проката «Бриллиантовую руку» (1968) увидели 76,7 миллиона человек. Фильм «12 стульев» стал лидером советского кинопроката в 1971-м. Сам режиссер снялся здесь в роли Коробейникова, и можно только удивляться тому, что у Гайдая-актера не было больших ролей — опытного прохиндея он сыграл блистательно! Картина «Иван Васильевич меняет профессию» лидировала в советском кинопрокате в 1973 году. А комедия «Спортлото-82» стала лидером проката в 1982-м — фильм тогда посмотрели более 55 миллионов человек.

КСТАТИ

В 2012 году в Иркутске открыли скульптурную композицию, изображающую Труса, Балбеса, Бывалого, Гайдая и Барбоса с динамитом (скульпторы — Александр Миронов и Лев Сериков, архитектор — Сергей Демков). Старейший кинотеатр Иркутска «Художественный» называется «Центр российского кино имени Л. И. Гайдая».

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter