Король эпизода

Василий Сергеевич Молодцов сам зашел к нам в редакцию "на огонек".
Василий Сергеевич Молодцов сам зашел к нам в редакцию "на огонек". Хотя в тщетном поиске именно таких героев проходят журналистские будни. Василий Сергеевич очень приблизительно знает о такой модной науке, как "пиар", но в свои 86 поступил точно по ее принципам. И есть что "пиарить", господа! Много ли вы видели полковников в отставке, инвалидов Великой Отечественной войны, которые снялись в 125 кинофильмах на 19 студиях Советского Союза и зарубежья?.. Сергей Бондарчук, Евгений Матвеев, Александр Митта, Эльдар Рязанов, Валерий Рубинчик, Михаил Пташук, Виктор Туров, Игорь Добролюбов - для кого-то имена из киноэнциклопедии, для Молодцова - герои энциклопедии его жизни.

Все свои 125 ролей Василий Сергеевич, никому не доверяя, аккуратно записывал в тетрадочку. Перелистывая ее, думаешь о том, как все-таки удивительна судьба этого человека: ведь казалось, еще чуть-чуть - и в руки приплывет главная роль. Но то ли приходил Василий Сергеевич немного не вовремя, то ли дорогу ему переходили более именитые звезды, но даже причастность к знаковым фильмам, таким как "Экипаж", "О бедном гусаре замолвите слово", "Затерянный в Сибири", "В августе 44-го...", не вывела его на большую кинематографическую дорогу. Несложившаяся "большая" кинематографическая карьера белорусского "короля эпизода", наверное, стала платой за успешную военную карьеру: войну Василий Сергеевич начал красноармейцем, а закончил в звании майора. Все в этой жизни уравновешивается - жизнь не обманешь: где добавит, там и заберет, не спрашивая.

Нос, который снимается сам по себе

- Я часто снимался в больших эпизодах, съемки которых растягивались до десяти дней, а на экране только один нос было видно. Зато - у хороших режиссеров, утешал я себя.

- Василий Сергеевич, а как вы, профессиональный военный, попали в кино?

- А я с детства мечтал стать актером, поэтому поступил в Воронежское театральное училище на актерское отделение. Это было до войны. Я мечтал о настоящей карьере. Но у меня была деревенская речь - "чавокал" напропалую, кругозор соответственно тоже не актерский. Поэтому я особенно налегал на дисциплину "мастерство речи". Но грянула Великая Отечественная... Меня, как имеющего неоконченное высшее образование, назначили секретарем комсомольской организации отдельного батальона связи и послали на фронт. Стал сержантом, потом старшиной, комсоргом полка, меня приняли в кандидаты партии, присвоили звание младшего политрука. В общем, начала складываться военная карьера: после битвы за Владикавказ меня наградили медалью "За отвагу", потом наступление, освобождение страны от немецко-фашистских захватчиков. Так дошел до Праги. Войну окончил уже в звании майора, в должности парторга артиллерийского полка.

Генеральскую шинель променял на киношную

- И как же вас все-таки переманило кино?

- Служил после войны в различных районах страны: от Дальнего Востока до Ленинграда, а последние годы в Минске. Шел 1966 год. Неожиданно мне предложили поехать в другой город - но уже на генеральскую должность. Жена вдруг вскипела: "Ты что, черт знает куда переезжать и опять без квартиры? Увольняйся! Найдешь любую работу, тебе еще и пятидесяти нет!" И я уволился. Первый вопрос: куда деваться? Поехал на киностудию. Не сразу, но через какое-то время позвонили с "Беларусьфильма": "Приглашаем на съемки фильма "Запомним этот день" режиссера Корш-Саблина о гражданской войне. Хороший эпизод. Роль гренадера". Вот так с 1966 года я начал сниматься в кино.

- А какие работы вам особенно дороги?

- Фильм Жалакявичюса "Момент истины", где я играю генерала Лобова. В фильме Сергея Бондарчука я играл монаха, а сына Годунова - сын Бондарчука Федор. По сценарию я должен был разводить руками над смертным одром и говорить: "Да... умирает царь". Привносил, так сказать, в картину религиозный оттенок.

С теплым чувством вспоминаю работу с Евгением Матвеевым в картине про Пугачева. Матвеев вообще мне был очень близок по восприятию жизни. Я играл попа Иону, который утверждал Пугачева на престол. Произносил над ним молитву: "Царь-батюшка, народный заступник, спаси нас".

"Пташук снимал "В августе 44-го..." по моему календарю"

- Михаил Пташук - выдающийся кинорежиссер. У меня с ним связана одна забавная история. Кроме всего прочего, есть у меня такое хобби - я собираю календари. И вот когда Пташук начал работу над фильмом "В августе 44-го...", потребовался календарь того времени. А где его взять? Послали запрос в библиотеку Академии наук: подшивки газет есть, документы есть, а календаря нет. Тогда Пташук вспомнил про меня. Встретились. "Молодцов, ты же специалист по календарю! Дай мне календарь на август 44-го". Я его принес и говорю: "Но имей в виду, за это будешь снимать меня в своей картине". - "О чем речь! - говорит Михаил Николаевич. - Найду тебе какого-нибудь генерала". Начались съемки, а от него никаких новостей. Узнаю - главного генерала играет Алексей Петренко. И я пошел к режиссеру сам: "Что же ты обещание не держишь?" Пташук говорит: "Иди в костюмерную, скажи, чтобы тебе нашли генеральскую одежду". Нашли. Генерал-лейтенанта. Два дня снимался. Хороший получился эпизод. Я остался доволен.

"В "Экипаже" Жженов сыграл мою роль"

- ...Отдыхал я как-то в санатории "Архангельское". Стало скучно, решил подъехать на "Мосфильм". Иду по коридору. Вижу - киногруппа фильма "Экипаж", Георгий Жженов рядом ходит. Тут выскакивает из кабинета Митта. Смотрит на меня, а потом говорит: "О, такой актер был мне нужен! - и добавляет: - Берите сценарий, прочитайте". - "Ну, главную роль мне, конечно, не предложите?" - шучу я. "Жженов уже играет. Поздно вы пришли". В итоге Митта предложил мне небольшую роль начальника аэропорта. Потом я снялся у него еще в двух фильмах, один из них - "Затерянный в Сибири", роль следователя. Очень мне нравится Митта как человек. И режиссер хороший, крепкий.

"Астрахан меня чуть не повесил"

- А современные режиссеры отличаются от советских?

- Ну, не знаю. Астрахан, например, конечно, очень своевольный режиссер. Нрав у него крутой. Может наорать на актера. Но на меня не орал - чего орать, роль-то маленькая. Вот только чуть меня не повесил на съемках.

- Как это?

- Он снимал фильм "Из ада в ад" про войну. Меня по сценарию вешали немцы. Астрахан сказал, что в кадре должны висеть ноги. Вот, значит, команда: "Мотор!", "студебеккер", на котором я стоял, поехал, я схватился за петлю, чтобы на ней повиснуть, а она вдруг оборвалась! Ударился больно. За это потребовал каскадерские гонорары к тем 20 долларам, которые мне платили за эпизод. В итоге вышло 150 долларов. Кстати, о деньгах. Сегодняшняя ситуация, когда Абдулов получает за один съемочный день 9 тысяч долларов, меня просто возмущает. Олег Меньшиков - 11 тысяч! Это же возмутительно! Большие гонорары развращают человека. Так не должно быть. Хотя Сергей Жигунов, например, мне вообще не заплатил за съемки в сериале "Графиня де Монсоро". Это тоже неправильно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter