Короед атакует белорусские леса

Короед боится только бензопилы

Лесоводам пока удается локализовывать стремительно расползающуюся беду

АВГУСТОВСКИЕ сосны в рыжем окрасе. Осень наступила не по расписанию? Увы… «Разукрасил» деревья короед – шестизубчатый и вершинный. Зверь опасный. Распространяется чуть ли не молниеносно. Атакует Германию, Польшу, Украину. Добрался и до наших лесов. Объявлена чрезвычайная ситуация природного характера. Лесоводы завели бензопилы…


ЖИТКОВИЧСКИЙ район. Жара под 35 градусов. Пот ручьем. На делянке в лесу вблизи деревни Березина не до сантиментов: единственный способ остановить размножение короедов – провести сплошные санитарные рубки. И действовать нужно быстро: распространяется вредитель со скоростью пожара, атакует сосновые насаждения. Шестизубчатый короед нападает внизу ствола, вершинный – берется за верхушки. Деревья усыхают на глазах.

Уже месяц в борьбе с вредителем житковичским лесоводам помогают новогрудские – сорок человек. На делянке с пяти утра. Мастер леса Извенского лесничества Новогрудского лесхоза Сергей Савко такого объема работы не представлял:

— Прошел по лесу – участков зараженных много. На Новогрудчине ситуация более спокойная. Встаем в четыре утра, работаем до обеда. Потом ждем, пока жара спадет, и опять в лес. В таком режиме сейчас во многих районах процесс налажен – рубить нужно быстрее, чем короед наступает.

Мастер леса Сергей САВКО оценивает сосновые насаждения

Крупные очаги заражения в Житковичском районе локализовать удалось: уже вырублено 160 гектаров. Остается еще 53 гектара леса с так называемыми мелкоочажными формами повреждения. Впрочем, расслабляться еще рано. Директор Житковичского лесхоза Михаил Левкович приводит и иные данные: признаки усыхания обнаружены и на других участках. Насаждения не погибли, но если вовремя не решить проблему, можно потерять древесину. Подали в министерство заявление на вырубку этих площадей. Ситуация непростая и в других районах Гомельщины. Житковичские специалисты оказывали помощь Комаринскому лесхозу – 94 человека выезжали туда. Вырубили 50 гектаров поврежденного леса. В конце прошлой недели вернулись домой: теперь здесь силы нужны.
Директор Житковичского лесхоза Михаил ЛЕВКОВИЧ

— А что происходит с поврежденной древесиной? Она как-то используется?

— Древесину, поврежденную на начальной стадии, используют во всех направлениях. Вершинная часть, которую повреждает вредитель, идет на щепу. Если заселился шестизубчатый короед, то такая древесина подходит только для дров.

ЭКОНОМИЧЕСКИХ потерь из-за короеда избежать все равно не удастся: вредитель не выбирает возраст дерева, для него важна лишь структура. Насаждения элементарно не успевают достичь возраста товарной спелости. Как итог – качество древесины хуже, цены на нее ниже.

Откуда такая напасть? Короед с неба не свалился – он всегда был. Засуха трех последних лет опустила уровень грунтовых вод, обмелела Припять. Почва высохла, сосны ослабли, стали вырабатывать меньше смолы, главного естественного защитника древесины. Здоровая сосна в состоянии сама справиться с вредителями за счет живицы, а вот ослабленная – лакомый кусочек для короеда. Как уберечь деревья? Увы, эффективный способ химической борьбы пока не найден. Михаил Левкович приводит пример:

— Есть хвое- и листогрызущие вредители, которых можно уничтожить авиаобработкой, а короеды заселяются внутри древесины. Для мониторинга ситуации применяются феромонные ловушки. Но на этом все. Только вырубка зараженных насаждений, выкладка так называемых ловчих деревьев – для привлечения внимания вредителя на них, а не на растущие деревья. Обязательно необходимо сжигать на лесосеке и порубочные остатки – вывозить их нельзя, дабы вредитель не распространялся дальше.

КОММЕНТАРИЙ

Начальник управления лесного хозяйства Минлесхоза Николай ЮРЕВИЧ:

— Нам удалось взять ситуацию под контроль. По состоянию на 9 августа усыхание сосны обнаружили в 87 лесхозах. Сделали это своевременно — важно обнаружить поражение на начальных стадиях и оперативно провести санитарно-оздоровительные рубки, чтобы не запустить ситуацию, как это сделано в Польше или Украине, например. Общая площадь расстроенных лесных насаждений — около 12 тысяч гектаров. Более чем на 9 тысячах гектаров лес уже вырублен, древесина вывезена на переработку. Наиболее серьезно пострадали Брестская и Гомельская области, а также южные лесхозы Минской — Клецкий, Копыльский, Любанский, Слуцкий, Старобинский и Стародорожский опытный лесхозы, в Могилевской области — Бобруйский, Глусский, Осиповичский опытный лесхозы.

borisovez@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter