Что известно о латвийском банке, с которым сотрудничал Белгазпромбанк

Корни скандала

Когда плита СССР раскололась на отдельные страны, из разломов ударили гейзеры капитализма, заполняя образовавшиеся пустоты. Бывшим республикам, ставшим независимыми государствами, предстояло самостоятельно искать свой собственный политический и экономический путь. Именно тогда для граждан новых стран открылись ранее недоступные возможности. К примеру, выкупить региональное отделение банка и на его базе основать собственный банк. В далеком 1993 году именно таким образом в латвийском городе Айзкраукле и был основан банк, получивший название Aizkraukles banka, впоследствии переименованный в ABLV Bank, AS.

За два следующих года банк настолько окреп, что открыл филиал в Риге. С этого момента и началось триумфальное шествие банка к финансовым горизонтам. Банк сосредоточился на обслуживании иностранных клиентов, в основном на осуществлении расчетов, и это решение себя более чем оправдало. Финансовые потоки хлынули через банк, наполняя его капиталом и растекаясь ручейками по всей планете. Деньги для банка — как стероиды для спортсмена. Естественно, что банк начал расти. Полностью подчиняясь законам рынка, расти он начал в сторону максимально прибыльного направления, то есть обслуживания иностранных клиентов.

фото neskaties.lv.

Рост гиганта

Направление оказалось настолько перспективным, что Aizkraukles banka одним из первых на постсоветском пространстве начал разрабатывать и внедрять системы удаленного обслуживания клиентов. Это сейчас с любого смартфона можно в личный кабинет банк-клиента зайти, а тогда доступ в интернет еще был коммутируемым. Возможность удаленно управлять счетом в другой стране казалась наступившим будущим. Естественно, на фоне последней волны «дикого рынка» банк снискал просто умопомрачительную популярность на постсоветском пространстве и позиций не сдавал до последнего дня работы. 

Дела пошли настолько хорошо, что уже в 2004 году была создана группа компаний, объединенная торговым знаком AB.LV, занимающаяся, помимо банковской деятельности, управлением инвестициями и брокерскими вложениями. И сам банк в 2011 году был пере­именован в ABLV Bank, AS. Через два года было открыто представительство банка на Кипре, а потом и в Гонконге. Вообще, у банка было несколько представительств по всему миру, в том числе и в Минске. Изначально минское представительство располагалось в отеле «Минск», а потом переехало в бизнес-центр на улице Мясникова. Что забавно, гостевые места для клиентов на внутренней парковке у них соседствовали с белгазпромовскими. И стоило клиенту любого из банков хоть одним колесом заехать на чужое место, как на полпути к офису его уже встречал представитель банка и просил переставить машину, потому как соседний банк уже пожаловался, а у них с этим строго. Клиент шел переставлять машину, сотрудник смотрел, чтоб переставили на нужное место, а работники конкурирующего банка со злорадством наблюдали за всем этим действом из окон. Надо ведь как-то рутинный банковский досуг разбавлять, может, еще и ставки делали. Впрочем, один веселый клиент, обслуживающийся в обоих банках, однажды сломал систему, записавшись на прием к обоим и поставив машину на два места. 

К 2018 году банк стал самым крупным латвийским банком с частным капиталом, с более чем девятьюстами сотрудниками и оборотом, превосходящим ВВП Латвии. Группа компаний разрослась, и перспективы были более чем радужными. Рассматривались проекты, требующие инвестиций порядка миллиарда евро. 

«Черная метка»

Гром грянул 13 февраля 2018 года. Американская сеть по борьбе с финансовыми преступлениями FinCEN опубликовала сообщение с обвинениями в адрес ABLV Bank — от подозрений в пособничестве по отмыванию денег и уходу от валютного контроля до содействия Северной Корее в реализации ее ядерной программы. Конечно, платежку «Северная Корея. Пхеньян. Площадь Ким Ир Сена. Ким Чен Ыну. На ядерное оружие» никто не показал, но подобная претензия от США банковской структуре члена НАТО — это как пресловутая черная метка. Сразу стало очевидно, что отношения с долларами подошли к концу. Банк начал планировать переформатирование под работу с евро и юанем, учитывая объемы клиентской базы и популярность банка, шанс выжить все еще был, хоть и с существенными потерями. По крайней мере, такая версия озвучивалась клиентам, вероятно, в надежде приостановить начавшийся отток капиталов. Вообще, для ответа на претензии у банка было 60 дней, но уже 24 февраля Европейский центральный банк заявил, что ABLV будет ликвидирован в соответствии с законами Латвии. Единственное, что еще могло спасти банк, — это заступничество латвийских властей, и учитывая, что на долю этого банка приходилось около 13 процентов вкладов Латвии, а общий эффект нерезидентов на ВВП страны составлял 2,37 процента, да еще и почти тысяча рабочих мест… Поддержки ждали. Однако совершенно неожиданно было заявлено, что ликвидация банка не принесет ущерба экономике. Мало того, еще за 5 дней до заявления FinCEN Латвийский совет присяжных адвокатов уже принял условия отбора кандидатов на должность ликвидатора кредитного учреждения. Единственное, что в такой ситуации оставалось банку, — это уйти в самоликвидацию, чтобы не допустить к процессу ликвидации посторонних. Активы ведь никуда не делись. 

Банк был просто уничтожен одним согласованным и внезапным ударом. Сделать с этим нельзя было вообще ничего. Все произошло практически моментально и с удивительной синхронностью и единодушием заинтересованных структур. Банк объявил условия возврата денег, раздал немного памятных сувениров и погрузился в самоликвидацию, где и пребывает до сих пор. Вообще, ABLV Bank всегда отличался предельной лояльностью к клиентам, и его ликвидация без каких-либо фактов и доказательств в финансовых кругах вызывала, мягко говоря, недоумение и массу вопросов. Но спустя некоторое время все затихло.

Пазл сложился 

История получила продолжение через два года. В Республике Беларусь был задержан бывший председатель правления Белгазпромбанка Виктор Бабарико. Департамент финансовых расследований КГК обнародовал некоторые подробности противоправной деятельности, сообщив, что через Белгазпромбанк в ABLV Bank незаконно выводились денежные средства, и еще целый букет сопутствующих нарушений выявили. Заведено несколько уголовных дел, следствие продолжается, налаживается содействие с восемнадцатью государствами. Очень все масштабно.

И синхронно в Латвии прошли обыски в сорока шести зданиях и местах, связанных с ABLV Bank. Задействовано в обысках было около трехсот сотрудников полиции. Все обыски прошли в рамках процесса, проводимого управлением по борьбе с экономическими преступлениями. В производстве находится пятьдесят уголовных процессов, которые связаны с возможным использованием счетов ABLV Bank для сокрытия преступно нажитых средств. Еще около десяти дел могут быть связаны с участием работников банка в незаконных схемах. Это только в Латвии, а еще семнадцать стран задействовано. 

28 января 2020 года прошли обыски в головном здании ABLV Bank и в филиале в одном из зданий по ул. Алберта в Риге.


Пазл сложился. События двухлетней давности о принуждении банка к ликвидации заиграли новыми красками. Да и с «историей успеха» все несколько понятнее стало. Знали. Уже тогда все знали, интересы следствия, вероятно, требовали не разглашать информацию раньше времени, но и остановить деятельность банка было необходимо. Отсюда и удивительная слаженность, предшествующая решению о ликвидации. 

Сейчас мы можем видеть только самую верхушку айсберга, но уже с уверенностью можно сказать, что эта история станет одной из самых ярких в галерее финансовой преступности. Впрочем, полагаю, и на международной арене не последнее место займет.

tepex@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter