Корма есть – молока нет. Что делать?

КАК ИЗВЕСТНО, на 1 октября в республике заготовлено 1,2 млн. тонн сена, на 14,9 проц. меньше, чем на соответствующую дату прошлого года, сенажа — 10,2 млн. тонн — на 2,2 проц. меньше, силоса — 15 млн. тонн — на 17 проц. больше. В пересчете на кормовые единицы это 10,2 млн. тонн фуража всех видов — на 8,2 проц. больше, чем в прошлом году. Получается, что на текущую зимовку молочная отрасль обеспечила себя кормами в более полном объеме и можно ожидать прогресса в производственных и экономических результатах. Однако с таким выводом согласиться нельзя.

Сложившийся кормовой баланс может привести к более сложной ситуации в отрасли, чем она была в прошлую зимовку.

КАК ИЗВЕСТНО, на 1 октября в республике заготовлено 1,2 млн. тонн сена, на 14,9 проц. меньше, чем на соответствующую дату прошлого года, сенажа — 10,2 млн. тонн — на 2,2 проц. меньше, силоса — 15 млн. тонн — на 17 проц. больше. В пересчете на кормовые единицы это 10,2 млн. тонн фуража всех видов — на 8,2 проц. больше, чем в прошлом году. Получается, что на текущую зимовку молочная отрасль обеспечила себя кормами в более полном объеме и можно ожидать прогресса в производственных и экономических результатах. Однако с таким выводом согласиться нельзя.

ЕСЛИ проанализировать структуру заготовленного фуража, то можно заметить, что увеличилась доля кукурузного силоса (около 3 млн. тонн кормовых единиц, или 29,4 проц.) по сравнению с прошлым годом (2,49 млн. тонн, или 26,6 проц.), снизилась доля сенажа (с 33 до 30 проц.) и сена (с 6,6 до 5,3 проц.). А если учесть еще и фактор качества, то приведенные цифры могут заметно уменьшиться. Получается, что на предстоящий зимний период количество сенажа и сена в рационах сократится до минимума, а в некоторых хозяйствах к весенним месяцам их не будет вовсе. В таких условиях рассчитывать на планомерный рост молочной продуктивности коров затруднительно.

Увеличение производства травяных кормов за счет кукурузы без соответствующего роста их доли на основе бобовых культур только усугубляет дефицит протеина в кормовом балансе хозяйств. Расчеты показывают, что кормовая единица заготовленных на текущую зимовку кормов обеспечена белком лишь на 80 проц. По кормовому балансу его недостаток составляет около 300 тыс. тонн, что соответствует 900 тыс. тонн шротов или жмыхов. Это серьезные финансовые потери для животноводства.

Хорошо известно, что наиболее приемлемый вариант увеличения уровня протеина в рационах коров состоит в повышении доли многолетних бобовых трав, главным образом клевера и люцерны. Однако в настоящее время в структуре посевов многолетние бобовые травы занимают только 25—28 проц., на злаковые приходится 33—39, а на их смеси — 34—41 проц. Поэтому на перспективу в структуре многолетних трав бобовые травы должны занимать 61 проц., злаковые — 8 и бобово-злаковые — 31 проц. Отличные результаты можно получить, если в хозяйстве заложить на каждые 1,5 тонны кукурузного силоса по тонне люцернового сенажа. В этом случае избыток белка в люцерне полностью компенсирует его дефицит в кукурузе. Если условия не позволяют выращивать люцерну или клевер, можно использовать донник или эспарцет.

Для коров, имеющих высокую продуктивность, удельный вес силоса должен составлять 40—45 проц. по питательности рациона (не более 30 кг на голову). Как правило, рационы с большой долей этого корма трудно сбалансировать по всем необходимым показателям. При увеличении нормы силоса усложняется регулирование рациона по сахаро-протеиновому отношению, каротину, фосфору.

СУЩЕСТВУЕТ еще одна проблема, связанная с высокой нормой ввода кукурузного силоса. Кормление коров кислыми кормами (кукурузным силосом) вместе  с высокой нормой ввода концентратов уже в течение первого месяца с начала стойлового периода вызывает нарушение рубцового пищеварения. В рубцовой жидкости образуется значительное количество молочной кислоты, в результате ее рН смещается в кислую сторону, повреждается стенка рубца. При этом нарушаются процессы пищеварения, подавляется развитие микрофлоры, которая служит для жвачных источником полноценного белка, витаминов группы В, снижается переваримость кормов и продуктивность. Кроме того, повышенное содержание в рационе кислого силоса, особенно силоса низкого качества, оприходованного сенажом, при уже сложившемся дефиците качественных грубых кормов с высокой структурностью (сенаж, сено, солома), способствует появлению целой цепочки проблем, начиная с ацидоза рубца и заканчивая снижением показателей воспроизводства и ламинитами (проблемы с конечностями). Последняя проблема с каждым годом приобретает все более угрожающие черты.

Для улучшения поедаемости и усвояемости кукурузный силос среднего качества с повышенной кислотностью перед скармливанием необходимо раскислять кальцинированной содой, бикарбонатом натрия (сода двууглекислая), аммиачной водой или мелом. Наиболее широкое распространение получило раскисление пищевой содой. Ее удобно добавлять в кормосмеситель при приготовлении кормосмеси из расчета 150—200 г на корову в сутки. Дозировки менее 150 г, как правило, не приносят ожидаемого результата. При этом необходимо следить за тем, чтобы такая кормосмесь не попала сухостойной корове, так как это может вызвать отек вымени, спровоцировать родильный порез. Однако более предпочтительны для решения проблемы кислых кормов и повышенной нормы концентратов в рационах высокопродуктивных коров специальные буферные добавки, которые уже давно появились на рынке.

РАССМАТРИВАЯ отдельные детали сложившейся кормовой базы, нельзя пройти мимо еще одной проблемы — обеспечения рационов легкопереваримыми углеводами (сахарами), — которая не теряет своей остроты практически круглый год, но особенно недостаток сахара ощущается в стойловый период. Анализ показывает, что даже при относительно качественных объемистых кормах в зимних рационах коров недостаток сахара составляет в среднем 500—700 г в сутки, а у высокопродуктивных коров — 1000 г и более. При использовании основного корма невысокого качества сахаро-протеиновое отношение часто не выходит за пределы 0,25:1 и 0,4:1 (при норме не ниже 0,8:1).

Все это выдвигает необходимость скармливания животным кормов, богатых легкопереваримыми углеводами — корнеплодов, свекловичной патоки.

Как вариант балансирования рационов коров по сахару — скармливание корнеплодов (свеклы) в сочетании с кормовой патокой. В последние годы появились высокосахаристые сорта кормовой свеклы — «ромео», «касима», в которых содержание сахара достигает 13—15 проц. вместо 4—5 проц. в «эккендорфской желтой». К сожалению, большинство хозяйств не занимаются возделыванием корнеплодов, мотивируя это трудоемкостью при выращивании, сложностями при уборке, хранении и скармливании животным. В структуре посевов рекомендуется высевать около 2,5 проц. кормовой свеклы.

И, НАКОНЕЦ, самый деликатный и сложный вопрос, стоящий перед кормопроизводством, — это рациональное использование имеющихся концентрированных кормов и производство на их основе качественных адресных комбикормов. Следует иметь в виду, что зернофураж в предстоящую зимовку будет в большом дефиците. Поэтому необходимо грамотно им распорядиться. К сожалению, приходится констатировать, что комбикорма, выпускаемые отечественной промышленностью, подчас не соответствуют реальной производственной ситуации. Имеет место производство так называемых экономных рецептов, основанных на малоценном сырье, в которых уровень протеина не превышает 12—14 проц. Такие комбикорма совершенно не согласуются с силосным типом кормления скота и не только не решают проблему, а, напротив, усугубляют ее.

В сложившихся условиях дефицит белка в основных кормах неизбежно заставляет повышать уровень концентратов в рационах, а особенно дорогостоящих жмыхов и шротов. Однако чрезмерное использование концентрированных кормов не согласуется с физиологией пищеварения рубца и наносит непоправимый вред здоровью коров, значительно повышает стоимость рациона, увеличивая при этом себестоимость молока. При условии использования качественных объемистых кормов для животных с годовым удоем 4500—5000 кг молока расход концентрированных кормов может составлять 31—36 проц. общей питательности, а при удое 6000 кг — не более 39—42 проц.

НЕДОСТАТОЧНЫЕ темпы роста производства молока, невыполнение прогнозных показателей по отрасли связаны не только с проблемами в кормопроизводстве, но и с многочисленными нарушениями технологии кормления коров, а также отсутствием таковой. Здоровье коровы напрямую зависит от качества кормов и того, как она их получает, обеспечивают ли они все жизненные отправления организма и производимую продукцию. Создание оптимальных условий кормления и содержания во все периоды лактационного цикла будет способствовать сохранению здоровья этого вида животных и прогнозному повышению молочной продуктивности стад. Снижение показателя непроизводственного выбытия животных уже после первой или второй лактаций позволит создать условия для расширенного воспроизводства и наращивания поголовья коров.

К сожалению, на практике все происходит несколько иначе. Отсутствие четкой технологии кормления коров и недостаточное качество рационов приводят к появлению у животных разнообразных нарушений обмена веществ. Эта ситуация особенно остро проявляется в стадах с высокой степенью голштинизации скота. Коровы голштинской породы хотя и отличаются рекордной обильномолочностью, однако крайне чувствительны к условиям внешней среды (кормление, содержание) и чаще других склонны к проблемам, связанным с нарушением обмена веществ.

Поэтому без целенаправленной работы по налаживанию научно обоснованной технологии (программы) кормления животных нельзя рассчитывать на прогресс в отрасли, причем начинать следует с выращивания телят.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ отметим, что сложившийся кормовой баланс, дефицитный по качественным грубым кормам и избыточный по кукурузному силосу, может привести к не менее, а, скорее, более сложным проблемам в молочной отрасли, нежели в прошлую зимовку. Руководители и специалисты хозяйств давно должны были научиться на своих собственных ошибках не допускать подобной ситуации и из года в год не наступать на одни и те же грабли. Пока на местах не будет налажена четкая технология производства кормов, начиная с грамотного планирования кормовых культур, ухода за посевами и территорией и заканчивая беспрекословным соблюдением всех технологических операций, мы не сможем избавиться от всех вышеобозначенных проблем и обеспечить выполнение прогнозных показателей развития отрасли.

Виктор СУРМАЧ, заведующий кафедрой кормления с/х животных Гродненского государственного аграрного университета, кандидат сельскохозяйственных наук;

Вячеслав КОВАЛЕВСКИЙ, доцент кафедры кормления с/х животных  Гродненского государственного аграрного университета, кандидат сельскохозяйственных наук

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter