Корень продаж – в конъюнктуре

СЛАДКИЕ корнеплоды — одна из самых прибыльных культур. При урожайности в 500 центнеров с гектара рентабельность составляет 30—35 процентов. Только две страны — Франция и Испания — получают свыше 700 центнеров, но при этом они практикуют искусственное орошение. Рекордный урожай собран в минувшем году в нашей республике — на круг вышло в среднем 453 центнера, а на Гродненщине урожайность превысила 500 центнеров с гектара. Но надо иметь в виду, что биоклиматический потенциал Беларуси, или так называемая биологическая продуктивность климата, оценивается в 100—120 баллов. К примеру, в Польше и Германии он 125—140 баллов. Так что почвенно-климатические условия для свекловодства в Беларуси несколько хуже, от чего страдает сахаристость корнеплодов. Нам все сложнее конкурировать с основными европейскими свеклосеющими странами, хотя у них, впрочем, и своих проблем хватает.

Новый сорт сахарной свеклы обещает изменить «продуктовую карту» Европы.

СЛАДКИЕ корнеплоды — одна из самых прибыльных культур. При урожайности в 500 центнеров с гектара рентабельность составляет 30—35 процентов. Только две страны — Франция и Испания — получают свыше 700 центнеров, но при этом они практикуют искусственное орошение. Рекордный урожай собран в минувшем году в нашей республике — на круг вышло в среднем 453 центнера, а на Гродненщине урожайность превысила 500 центнеров с гектара. Но надо иметь в виду, что биоклиматический потенциал Беларуси, или так называемая биологическая продуктивность климата, оценивается в 100—120 баллов. К примеру, в Польше и Германии он 125—140 баллов. Так что почвенно-климатические условия для свекловодства в Беларуси несколько хуже, от чего страдает сахаристость корнеплодов. Нам все сложнее конкурировать с основными европейскими свеклосеющими странами, хотя у них, впрочем, и своих проблем хватает.

В режиме секретности

Долгое время аграрники зоны умеренного климата работают над тем, чтобы поддерживать конкурентоспособность свекольного сахара. Выводились новые сорта с повышенной сахаристостью, внедрялись все более интенсивные технологии. Уже никого не удивишь урожаем в 600—700 центнеров с гектара, сахаристостью около 18—20 процентов. Но этого оказывается мало. Открытость аграрных рынков столкнули в конкурентном соревновании тростниковый и свекольный сахар, и последний в некоторых странах начал потихоньку сдавать свои позиции.

Но и наука не стояла на месте. Агрономы и ботаники знают удивительное свойство сладких корней накапливать сахар именно в конце вегетации, накануне первых заморозков. Австрийские ученые искусственно продолжили вегетацию в закрытых помещениях еще на месяц, и результат шокировал:  урожайность достигла 700—800 центнеров с гектара, а сахаристость превысила 20 процентов! Такие результаты были подтверждены сначала в Польше и Чехии, а затем и в Украине. Именно эти факты стали основой опытов специальной группы Европейской комиссии по режимным сельскохозяйственным исследованиям.

Не только ракетная техника может быть предметом засекречивания! Местом исследования выбрали Яворивский военный полигон на Львовщине. Конверсия и разоружение высвободили определенную территорию, на которой было несложно обеспечить режимность.

Ученые, воспользовавшись уже известными результатами, предложили вариант удлинения вегетации с помощью рассадного способа и использования семян высокогорной дикой свеклы с нетипичным жизненным циклом, которая произрастает в Северной Италии. Несколько лет селекционно-генетической работы позволили получить абсолютно новую разновидность клубней — свеклу сахарную озимую. Первый урожай в конце сентября прошлого года был сенсационным — 950 центнеров с гектара, сахаристость 24 процента!

Такие результаты позволяют по-новому взглянуть и на технологию. Практически отпадает проблема вредителей и сорняков — растение набирается сил и укрывает всю поверхность поля листьями еще до того, как «враги» приготовятся к наступлению. Технологические требования и нормы ЕС заставили приоткрыть завесу секретности и разослать семена уникальной культуры в разные регионы для тестирования. До настоящего результата — сортового свидетельства, утвержденного районирования — еще далеко. Есть немало вопросов относительно стойкости и изменчивости, видового карантина. Но очевидно, что в ближайшие годы сахарную свеклу мы будем иметь двух разновидностей — озимую и яровую. При их комбинации значительно вырастет уровень конкуренции свекольного сахара, что Европе сегодня весьма на руку.

Программа уже в действии

Национальный генофонд сахарной свеклы создают и отечественные ученые. Он включает в себя набор семенного материала за весь период селекционной работы опытной научной станции по сахарной свекле НПЦ НАН Беларуси по земледелию. Уже опубликован каталог хозяйственно полезных признаков этой культуры, где дается описание более 80 образцов.

По словам директора станции Иосифа Татура, созданы гибриды с урожайностью 580—620 центнеров с гектара, сахаристостью 17,6—17,8 процента, с улучшенными технологическими качествами. Четыре из них переданы в государственное сортоиспытание. Первые семена гибридов сахарной свеклы можно будет получить под урожай 2013—2014 годов. А к концу пятилетки по результатам сортоиспытаний в госреестр войдет конкурентоспособный гибрид, который в дальнейшем даст семена для всех свеклосеющих хозяйств республики.

Как известно, в Беларуси принята Государственная программа развития сахарной промышленности на 2011—2015 годы, которая во многом дала понять, в каких направлениях двигаться отрасли дальше. Сегодня в республике свеклосеянием занимаются 415 сельхозорганизаций в 48 районах. Предприятия сформировали свои сырьевые зоны и работают, не забираясь на территорию соседа. А для того чтобы отечественным сельхозпроизводителям было выгодно засевать плантации сладкими корнеплодами, госпрограммой предусмотрено авансирование в счет государственных нужд. Определено также, что валовой сбор корнеплодов должен достигнуть не менее 5,5 миллиона тонн.

Понятно, что с ростом объемов производства сырья будут увеличиваться и мощности белорусских предприятий. В конце минувшего года они впервые вышли на рубеж общей переработки в 31 тысячу тонн сырья в сутки и благодаря модернизации могут еще нарастить свои мощности на 10 и более тысяч тонн. Вероятно, отпадает необходимость строительства еще одного сахарного завода, по поводу которого сломлено уже немало копий.

Кстати, буквально на днях все специализированные заводы завершили работу со свекловичным сырьем урожая 2011 года и начали производство сахара тростникового. Выход сладкой свекловичной продукции составил более 550 тысяч тонн — на 120 тысяч больше, чем в прошлом году.

«Засахаривание» нам не грозит

На планете насчитывается свыше 1500 тростниковосахарных и около 1000 свеклосахарных предприятий, 800 из них располагается в Европе. Всего производится 134—136 миллионов тонн сахара в год. При этом 60 процентов его вырабатывается из сахарного тростника и 40 процентов — из сладких корнеплодов. Считается, что баланс ресурсов, достаточных для продовольственной безопасности и оптимального экспорта, должен находиться в следующих пределах: собственное производство на продовольственные цели — 80—85 процентов, импорт — 15—20 и экспорт — 15—20 процентов.

Отечественные производители уже несколько лет при выстраивании своей торговой политики придерживаются пропорции 60 процентов на 40. Большая часть продукта отправляется на экспорт, меньшая остается для потребления внутри страны, где необходимо 360 тысяч тонн сахара. Вместе с тростниковым его производится до миллиона тонн, но «засахаривание» нам не грозит.

Сахар давно уже стал одним из главных элементов белорусского экспорта. Однако в отличие от многих других поставляемых за рубеж отечественных товаров реальные выгоды от продажи зависят от конъюнктуры рынка. А она может меняться чуть ли не ежедневно. Мировой рынок в этом сегменте очень нестабилен, и цены постоянно колеблются. Так, накануне новогодних праздников основной причиной резкого повышения биржевых котировок стало снижение поставок из Бразилии — крупнейшего мирового производителя и экспортера, дающего четверть всего объема этого продукта. Здесь урожайность сахарного тростника снизилась более чем наполовину, что и вызвало панику на сладком рынке.

Настоящий сахарный бум был в минувшем году и в нашей стране. Правда, граждане, скупавшие его мешками, не остались внакладе — в течение года сахар дорожал в несколько этапов, и в итоге его цена увеличилась более чем в два раза. Тем не менее даже при таком раскладе белорусы пьют чай с самым дешевым, по меркам других стран, сладким продуктом. У нас в республике килограмм сахара сегодня стоит около 80 центов в эквиваленте, в то время как в России 1,25 доллара, почти столько же и в Украине. Стоимость сахара в странах Евросоюза еще выше.

В течение последних пяти лет реализация белорусского сахара на внешних рынках идет по новой схеме, через товаропроводящие сети. Одно из таких предприятий — «Белорусская сахарная компания» — уже несколько лет работает в Москве. Ее появление позволило всем четырем белорусским предприятиям проводить единую ценовую политику. К тому же, согласно постановлению Правительства, только они вправе экспортировать свой товар. На внешних рынках создано уже несколько субъектов товаропроводящей сети с белорусскими инвестициями. Помимо московской структуры, это «Белорусская аграрная компания» в Киеве, «Белорусская сахарная компания» в Бишкеке и «Белорусско-грузинская аграрная компания» в Тбилиси. В прошлом году в Казахстане заработала еще одна юридическая единица — «Белорусская аграрная компания», которая будет продвигать белорусский сахар на рынок этой страны.

Партнерская защита

Безусловно, новые возможности для расширения географии экспорта дают Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Правда, для каждой из трех стран существуют свои нюансы.

Рекордно высокий урожай сахарной свеклы удалось собрать не только в Беларуси, но и в России. В 2011 году наши соседи вырастили более 48 миллионов тонн промышленных корнеплодов. Это количество позволяет произвести 5,5 миллиона тонн сладкого продукта. Впервые за последние 12 лет один из крупнейших в мире импортеров начал экспорт белого сахара.

По мнению аналитиков, Россия может стать лидером на рынке производства сахарной свеклы, однако для этого должна преодолеть значительные логистические проблемы. Для достижения цели потребуются крупные капитальные инвестиции в модернизацию мощностей по переработке и транспортировке сахара. Площади, занятые корнеплодами, увеличились у наших соседей за последние два года на 52 процента, в то время как возможности специализированных предприятий остались практически на прежнем уровне.

Основной страной-импортером для россиян выступает наш третий партнер по Таможенному союзу — Казахстан. Его доля в общем объеме российского сладкого экспорта более 61 процента. Представители этой страны уже высказывали опасения, что аграрные успехи партнеров могут привести к обвалу их местного сахарного рынка. По предварительным подсчетам, перепроизводство у россиян составляет порядка 2,5 миллиона тонн. Если учесть, что Казахстан является традиционным рынком сбыта, то вполне возможно, что весь дешевый товар в перспективе пойдет к восточным границам. Для сравнения: годовое потребление сахара в Казахстане — около 500 тысяч тонн.

Как говорят представители Ассоциации производителей свеклы и сахара Казахстана, дальнейший потенциал сдерживания и без того достаточно высоких цен полностью исчерпан. Объем же производства свекловичного сахара в стране по ряду объективных причин составляет не более 5 процентов от потребления. Разработана специальная программа по возрождению промышленного производства свеклы, однако ее реализация находится на начальной стадии и испытывает определенные сложности. Казахские заводы работают только на ввозимом сырце, поэтому здесь сахар дороже.

Тем не менее при наличии собственных болевых точек страны ТС намерены защищать свой внутренний рынок. Поэтому в связи с увеличением производства свекловичного сахара ввоз в Таможенный союз сырца из третьих стран планируется ограничить. Производители Беларуси, России и Казахстана внесли предложения в Комиссию Таможенного союза о продлении действия существующей импортной таможенной пошлины на сахар-сырец в 140 долларов до 1 августа 2012 года.

Александр ШЕВКО, «БН»

Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter