Копилка добрых дел

Человек и его дело
Человек и его дело

На родительском собрании классный руководитель, словно извиняясь, сообщила, что в школе снова создается пионерская организация и детям будет предложено туда вступить: «Абсурдно, но...» Было это лет пять назад, но и сегодня помню, как многие папы и мамы, вспомнив свое пионерское детство, «извинением» возмутились. Что плохого было в организации, которая воспитывала любовь к Родине, добрым делам, умению жить в коллективе?.. Предполагаю, каждый вспомнил не какой–то скучный сбор, а реальное дело из своего пионерского детства. Хотя бы и сбор макулатуры, когда обзванивались все родные и соседи, а утром ты гордо шел в школу с большой пачкой газет, а то и двумя...

Эта история интересна вот в каком контексте — сейчас в Беларуси более 482 тысяч пионеров! Их призыв: «К делам на благо Родины, к добру и справедливости будь готов!» — работает на авторитет страны. Потому что слово «пионер» сегодня означает: ты причастен к живой истории Отечества, ты можешь протянуть свою руку помощи нуждающимся, сверстникам... «Хочу найти дело, в котором можно проявить себя и свое творчество», «Хочу стать лучше», «Хочу найти новых друзей», «Нравится помогать другим людям», — так в анкетах ребята объясняют свое желание стать пионерами.

Елена Артамонова, председатель Минского областного совета БРПО, вне пионерской жизни себя, кажется, и не представляет. Будучи секретарем Узденского райкома комсомола, возглавляла и районную пионерскую организацию. И, работая в обкоме комсомола, с пионерами не расставалась. Тогда это была нормальная практика, которая «срабатывала» на результат. Даже в самые непростые годы («Вы никому не нужны» — приходилось и такое слышать) она оставалась на своем комсомольско–пионерском посту. Выпускница БГУ, педагог, она, безусловно, уже сто раз могла найти другую работу. И сто предложений было. А она — оставалась. Держалась. И дождалась–таки того «зеленого света», который был дан в стране и комсомолу (пусть и под другим названием), и пионерии.

— Сразу прошу прощения за бестактный вопрос: ну сколько же можно «в пионерах»? Неужто не надоело, не захотелось «взрослой» жизни?

— Знали бы вы, сколько раз я сама себе задавала этот вопрос... Но вот поеду в район, Дзержинский, Копыльский, Несвижский, увижу, как увлеченно, фанатично трудятся мои пионерские коллеги, посмотрю, какие замечательные дети подрастают, какие интересные дела они придумывают, и... открывается второе, третье, четвертое дыхание...

— Елена Петровна, обновленной самостоятельной пионерской организации Беларуси — 16 лет. Именно тогда на пионерском слете в «Зубренке» было заявлено, что белорусским детям и взрослым нужна своя организация. Что показало время — она действительно была нужна?

— У детей и подростков всегда есть потребность объединиться в коллектив сверстников. Такова уж детская психология. Хотят взрослые этого или нет — дети все равно будут объединяться. А вот какие идеи их объединят, кто станет лидером организации — это вопрос. А в перестройку вдруг посчитали, что пионерская организация не нужна. В итоге воспитывать детей стали улица, Интернет, зарубежные организации, которые почему–то озаботились нашими детьми...

Конечно, мы искали тогда свое лицо. Изменили символику. Разработали свои программы. Безусловно, неправильно было бы забыть и все то светлое, что было в жизни прошлых поколений пионеров: романтику костров, пионерские лагеря, торжественный прием в организацию, ритуалы. И самое главное — нужно было сохранить традиции добрых полезных дел на благо Родины.

Кстати, уже тогда стала понятна и ошибка, которая привела к фактическому развалу Всесоюзной пионерской организации. Некоторые взрослые лидеры предложили детям перенести свою взрослую модель на жизнь детской организации. И позабыли о том главном, что делает детскую организацию детской, — романтике! А романтика — это игры, это мечты, это самые смелые задумки! И пионерская жизнь должна строиться сначала через игру — к делу! Вот обо всем этом и думалось, когда мы создавали свою белорусскую пионерскую организацию.

Походы, костры, песни под гитару, слеты — кому из нынешних детей это неинтересно? А знали бы вы, как они хотят иметь свою достойную пионерскую символику — значки, знамена, горны, барабаны, майки, кепки, брелоки! Желание объяснимое — у солидной детской организации должен быть и имидж достойный... Экологическое патрулирование, посадка деревьев, краеведческие поиски, тимуровское движение, акции по здоровому образу жизни — могу долго перечислять то, в чем пионеры нашей Минской области (да и всей страны) с интересом участвуют.

— Но вот обвинения в излишней «политизированности» пионерской организации слышатся до сих пор. Как на них отвечаете?

— Ну если «политизированностью» считать воспитание в ребятах активной жизненной позиции, чувства патриотизма и неравнодушия к тому, что происходит вокруг, — такие «обвинения» мы принимаем. Идеология современных пионеров — в нашем девизе: «К делам на благо Родины, к добру и справедливости будь готов!» ...А по поводу взрослых, которые задают такие вопросы, кто, быть может, стыдится, что носил пионерский галстук, — мне их искренне жаль. Не повезло им, видно, со своими пионервожатыми, которые, кроме занудных сборов да обязательных линеек, ничего увлекательного предложить не смогли. А была бы у них такая замечательная пионерская акция, как «Лето — пора добрых дел», которую мы проводим вместе с журналом «Качели», так и о «заполитизированности» не спросили бы. Пионеры Моторовской школы Пуховичского района, к примеру, помогали заготавливать корма на зиму Минскому зоопарку. Пионерские дружины Логойска обустраивали братские захоронения и памятники, активно помогали ветеранам ребята из пионерской дружины Дещенской школы Узденского района. В Копыльском районе дружно шефствовали над колхозными садами. Потрудились все!.. И это я ведь только об одной акции рассказала. Поверьте, копилка добрых дел пионерской организации полна!

— Вы уже упомянули о взрослых лидерах пионерской организации... А в школах, кажется, сегодня только педагог–организатор и занимается пионерами... Чтобы организовать интересную ребятам (и полезную стране) пионерскую жизнь, одного такого педагога достаточно?

— Если я назову имена таких педагогов–организаторов, как Марина Татарченко из Борисова или Галина Бондарчик из Крупок, — их выдумки и энергии хватит не на одну школу!.. Но признаюсь: сегодня мы действительно ищем и просто педагогов, и классных руководителей, готовых поддержать пионерскую организацию. К счастью, неравнодушных людей, которые служат пионерии просто на общественных началах, немало. Александр Гляцевич, Людмила Аскирко, Елена Мечковская, Галина Лужковская — мой им низкий поклон за преданность пионерской идее! А «будить» пионерскую инициативу как раз таки взрослым! Скажем, задумали посадить аллею Памяти — как без помощи взрослого?.. И снова хочу вспомнить историю. На комсомольскую, пионерскую организации работали научно–исследовательские институты. И Республиканская комсомольская школа была — в ней лидеры набирались знаний и опыта. Все это потом «работало» на молодежь, детей, позволяло предлагать им достойные, интересные, полезные дела. Сегодня такой системы в подготовке кадров нет! Кстати, всего на профессиональной основе в пионерской организации страны работают 12 человек. Вот на Минскую область — я одна, так же — в Витебске и т.д. И когда мечтается о том, что в каждом районе, в каждом городе должен быть свой взрослый «заводной» руководитель пионерской организации, поверьте, речь идет не о «раздувании штатов». Просто в каждой школе есть сегодня пионерская дружина, и логично, чтобы пионерами серьезно занимались. На государственном уровне. Ведь от того, какими мы вырастим наших детей, действительно зависит будущее страны.

На мой взгляд, дети, молодые люди должны стать достойными наследниками тех перемен, которые идут в нашей Беларуси. И государство просто не может им в этом не помочь.

— И судя по тому, что недавно у Президента страны прошла важная встреча с лидерами молодежных объединений, государство озабочено этими проблемами. Возможно, в перспективе БРПО вольется в более «взрослую» структуру, БРСМ. Появится преемственность... Проблема обсуждается. Самое главное, чтобы новая модель взаимоотношений не стала простой попыткой преобразований. Пусть пойдет на пользу делу — яркому, конкретному и патриотичному...

А напоследок хочу спросить, Елена Петровна. С развитием государственной поддержки всего детского и молодежного движения вы наконец–то задумаетесь о переходе на спокойную работу?

— С пионерией — не расстаются. Она — в душе.

На снимке: Елена Артамонова.
Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter