Повлияет ли падение российского рубля на цену топлива в Беларуси

Копейку литр сбережет

Резко ослабевший российский рубль пикирующим бомбардировщиком врезался в цены на топливо на российских и белорусских заправках. После нежного подорожания «по копеечке» баланс только-только стал вырисовываться. И нате — приехали! Слабый «россиянин» резко удешевил стоимость бензина в долларовом эквиваленте. Наша валюта тоже несколько сдала к «корзине». Но пока выглядит более стойко. Поэтому и розничная цена литра «углеводородов» приблизилась к российской. Или он даже стал дороже? Очень сложный вопрос: валютные курсы у соседей «летают» слишком стремительно, чтобы строить прогнозы на день грядущий. Не говоря уже о завтрашнем.

«Скачущий» российский рубль вносит сумятицу в стройное ценообразование нефтепродуктов.
фото eer.ru

Пресс-секретарь концерна «Белнефтехим» Марина Костюченко заверила: ведомство проводит ежедневный мониторинг, следит за всеми трендами. А исходя уже из актуальной информации оперативно оценивает ситуацию на внутреннем рынке. Правда, она добавила: на стоимость топлива влияет множество факторов. Их все нужно учитывать при формировании розничной цены. Но в решении этого сложного уравнения исходят из баланса интересов и нефтепереработчиков, и розничных продавцов, и потребителей. Сделать это не очень просто. Пока НПЗ терпят убытки от внутреннего рынка.

Поэтому говорить о каких-то переменах в цифрах на АЗС рано. Да и в целом гадать не стоит. На бытовом уровне так точно. Ведь опять же, кроме курсовых флуктуаций, не стоит забывать еще и про цену нефти. Она тоже ровно не стоит, хотя и не такая «прыгучая», как рубль. Тем не менее в последние несколько недель на мировых рынках успешно «пробивала» потолок в 70 долларов за баррель. Конечно, на международных площадках мы сырье не покупаем: наш традиционный, бессменный и почти безальтернативный поставщик — Россия. Там ценообразование несколько отличается от глобального. Но все равно привязывается к мировым котировкам. Заложена такая опция в контрактную формулу. Подробности в открытом эфире никто не раскрывает — коммерческая тайна. Но определенная зависимость между мировым ценником и российским имеется. Впрочем, на него влияет и множество других позиций Москвы в области эксплуатации полезных ископаемых. Словом, при любой курсовой погоде про себестоимость тоже забывать не надо.

Весьма важный аспект — паритет цен с российскими АЗС. Настройка очень тонкая и чувствительная. Если сделать цены в Беларуси дешевле по сравнению с соседом, то уходят в «минус» НПЗ и АЗС. А из каких средств покрывать убытки? К тому же к нашему внутреннему рынку теряют интерес компании—собственники заправок из соседней страны. Им невыгодно заполнять свои бензоколонки с собственных нефтеперегонных заводов. С одной стороны, хорошо, когда на рынке превалирует наш товар — «купляйце беларускае». Но тогда снижается экспортный потенциал. А валюта стране нужна всегда.

Но в одну сторону палку тоже опасно перегибать. Ведь если сделать цены на топливо слишком высокими по сравнению, скажем, со Смоленском, больно ударит другая крайность: российский бензин рекой потечет на более маржинальный белорусский рынок. И выдавит и наш продукт, и наших же розничных операторов. А топливо — субстанция стратегическая. Ключи от рынка надо держать в национальных руках. И не отдавать никому из соседей. Даже добрым друзьям и братьям. Вдруг их потеряют!

Кроме того, серьезный ценовой диспаритет порождает процветание народного экспорта. Как в ту, так и в другую сторону. И такие перемещения ни нашей нефтепереработке, ни экономике в целом счастья не приносят. Про интерес потребителей, который стоит далеко не на последнем месте в топливной ценовой политике, и говорить не стоит. Словом, пока «Белнефтехим», словно на соревнованиях по серфингу, балансирует на волнах разнообразных переменчивых факторов. И маневрирует в зависимости от поведения бурного рыночного моря.

volchkovvv@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter