Копайте глубже

О соблюдении земельного законодательства

Соблюдение земельного законодательства. Эта тема всегда острая и горячая. В этом еще раз убеждает недавняя коллегия госконтроля. Рассматривали ситуацию в Минске. Вот некоторые факты и выводы.


Более 15 млрд. рублей не уплатили в местный бюджет 18 субъектов хозяйствования за право заключения договоров аренды. Это, как отмечалось на коллегии КГК, эквивалентно стоимости строительства одной средней школы.


Комитет госконтроля выявил и другие потери городского бюджета в прошлом году. К примеру, Мингорисполком существенно понижал базовые ставки арендной платы для отдельных землепользователей. В итоге город недополучил около 13 млрд. рублей. Контролеров удивило то, что компании, которым предоставили скидку по арендной плате, числились до этого в хронических должниках бюджета...


Одним землепользователям долги списывались. А некоторым, несмотря на имеющуюся задолженность, предоставлялись новые участки. Например, ОДО «Перспектива-Инвест Строй». Напомню печальную историю. Сотни граждан, воспользовавшихся услугами этого застройщика, остались и без квартир, и без денег.


Стиль работы представителей Мингорисполкома не согласовывался с земельным законодательством. Содержал элементы субъективизма по отношению к конкретным землепользователям. Не был налажен учет платежей за право заключения договоров аренды земли. Все это привело к значительным потерям доходов государства. Таков вывод начальника главного управления контроля по г. Минску КГК Ивана Романовича. «И это в то время, когда остро необходимо пополнять бюджет!» — добавляет он.


Впрочем, как именно пополнять — вопрос, вокруг которого ведутся дискуссии. Конкретно: о платежах за право заключения договора аренды. В Минске оно стоит совсем недешево.


Вот ситуация, взятая мной на заметку на упомянутой коллегии КГК. Совместное закрытое акционерное общество взялось за строительство гипермаркета в микрорайоне Шабаны по ул. Ротмистрова. Компания получила в аренду земельный участок площадью 4 гектара. Нормативный срок эксплуатации гипермаркета — до 2091 года. Исходя из этих цифр рассчитывается платеж за право заключения договора аренды земли. Получилось 7,4 млн. долларов. Параллельно компания запланировала строительство гипермаркета в другом районе города. Получила в 30–летнее пользование участок 5,6 гектара. И там насчиталась очень приличная сумма.


В итоге инвестор должен перечислить в городской бюджет около 12 млн. долларов. Точнее, обязан — таков закон. И его, безусловно, нужно исполнять. (Тем более что предусмотренный платеж можно совершить и в рассрочку. В Минске, к примеру, на 3 года.)


С другой стороны — законы экономики. Даже для крупного бизнеса вырвать из «оборотки» такие средства, да еще по нынешним временам, — проблема.


«Инвесторы еще ничего не успели создать, а мы хотим взять с них авансом как можно больше денег — миллионы долларов. И этим отпугиваем. Зачем? Ведь платежи в бюджет все равно поступят: когда объект заработает, начнет приносить доход, — размышляет в беседе со мной председатель Минского городского Совета депутатов Михаил Матусевич. — А если инвестор уйдет, не справившись со свалившимися на него платежами, от этого потеряют и экономика города, и его жители».


Бизнес такой тезис приветствует. Представители частных компаний, с которыми я пообщался, приводят аргумент: когда задуманный объект будет построен, увеличится налогооблагаемая база. Помимо платы за землю, в бюджет будут отчисляться НДС, платежи в Фонд соцзащиты, налог на прибыль... То есть вырастет объем доходов государства.


Позиция государственных органов также логична и понятна. Раз земля выделена (а условия ее выделения всем известны заранее) — будь добр, оплати все причитающиеся по законодательству суммы. Тем более бизнес у нас скромный, но не бедный. А земля в Минске — это не земля в райцентре, она должна стоить дорого. И если участок предоставляется застройщику в аренду на 50 или 90 лет — за это нужно платить. Чтобы интересы бюджета были застрахованы от форс–мажоров (банкротства инвестора, например).


Из этих рассуждений следует простой вывод: интересы государства и бизнеса в вопросе платежей за право аренды нужно сбалансировать. Кстати, отдельные предложения, связанные с изменением земельного законодательства, КГК уже направил в Совет Министров.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter