Единое научно-технологическое пространство Союзного государства: какие цепочки взаимодействия выстроены

Кооперация в действии

Одна из стратегических задач сегодня для науки и производства — это повышение эффективности научных изысканий, создание современных технологий и их широкое внедрение», — отметил Глава государства на заседании-совещании с Национальной академией наук. Все это в современных реалиях — залог конкурентоспособности отечественной экономики. Взаимодействие науки и промышленности должно выйти на новый виток. Так же как и кооперация с дружественными странами. Партнер номер один — Россия. С этим братским государством мы активно работаем над созданием единого научно-технологического пространства. О том, какие цепочки взаимодействия уже выстроены, что нужно усовершенствовать, а что построить заново, корреспондент «Р» узнавала у заведующего сектором промышленной политики, кандидата экономических наук, доцента Института экономики Национальной академии наук Елены Пресняковой.


Результативность и отдача — выше

— Елена Владимировна, как происходит объединение и развитие научно-технических потенциалов стран, включая национальные инновационные системы? Какие стадии мы проходим сейчас?


— Формирование единого научно-технологического пространства — одна из стратегических задач, прописанная в договоре о создании Союзного государства. Одновременно это необходимое условие для выживания и конкурентоспособности наших экономик. В перспективе мы ведем речь об обеспечении технологического суверенитета, но для этого нужно развивать научно-технологический потенциал наших стран. Для его оценки мы сравнили Беларусь и Россию по ряду индикаторов: от законодательной базы до таких показателей, как наукоемкость ВВП и результативность инновационной деятельности. И получили интересную информацию к размышлению.

Нужно признать, что уровень наукоемкости ВВП Беларуси пока отстает от уровня Российской Федерации. В целом, если для нашей страны удельный вес внутренних затрат на научные исследования ВВП составляет около 0,5 процента, то для России это значение вдвое выше. Высокий уровень наукоемкости имеют многие российские регионы. И Москва, где этот показатель составляет выше 2 процентов, и Нижегородская (свыше 5), Ульяновская (2,74), Томская (2,7) и Московская (2,38) области. В свою очередь, для Беларуси драйвером научно-технологического развития выступает Минск, где показатель наукоемкости немного выше 1,5 процента. Тем не менее очевидно, что уровень научных исследований и разработок нужно повышать во всех регионах нашей страны.

Однако есть и другие интересные цифры. Если наукоемкость у нас не так высока, как в России, то вот результативность и отдача гораздо выше. Так, в Беларуси доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей ВВП составляет 40 процентов, в то время как у нашего союзника эта цифра вдвое ниже. Поэтому речь стоит вести не только о показателях, но и о том, как мы используем имеющиеся возможности, наш интеллектуальный потенциал и какой результат в итоге получаем. Каждая область страны имеет свою промышленную специализацию, каждый регион — свои наработки и компетенции в производстве определенных видов высокотехнологичной продукции. В частности, на Витебщине — это химия и нефтехимия, в Гомельской области — нефтехимия и металлургическое производство, в Минске — оптика и машиностроение. Минская область превращается в высокотехнологичный регион благодаря тому, что на ее территории расположен индустриальный парк «Великий камень».


— Примеры белорусско-российского научного и промышленного сотрудничества были и раньше. Какие из них можно назвать наиболее успешными?

— Действительно, белорусские научно-исследовательские организации и промышленные предприятия тесно взаимодействуют с коллегами из России не первый день. Один из ярких примеров тому — сотрудничество ОАО «МАЗ» и Уфимского трамвайно-троллейбусного завода. Совместно они произвели троллейбус с увеличенным до 40 километров автономным ходом. Новинка протестирована на улицах Екатеринбурга осенью 2021 года. Крупная партия троллейбусов будет закуплена к 300-летию города. Есть и другие точки соприкосновения. Например, льноводство. Беларусь прилагает огромные усилия для расширения сырьевой базы по этому направлению. Институт льна НАН Беларуси, НПЦ НАН по механизации сельского хозяйства тесно сотрудничают с коллегами из Всероссийского исследовательского института льна.

Еще одним достойным примером можно назвать открытие БЕЛАЗом на базе Санкт-Петербургского горного университета учебного центра белорусского машиностроения. Ожидается, что здесь появятся специализированные аудитории, оснащенные современным оборудованием, в частности автотренажерами для работы с интеллектуальными системами эксплуатации карьерной техники. Это яркий пример, когда промышленные предприятия Беларуси укрепляют свои связи с образовательными организациями, повышая свой имидж на российском рынке.


Действовать сообща

— Пожалуй, не менее удачными примерами двусторонней кооперации научных и промышленных умов можно назвать союзные программы.

— Действительно, за все время этой работы реализовано около 70 масштабных союзных проектов. В этом году ведется работа над двумя программами, в проработке еще десять. Наиболее важными направлениями сотрудничества являются разработки в области новых материалов, индустрии наносистем и материалов, медицины и фармации, информационно-телекоммуникационных систем и технологий, рационального природопользования, энергетики и энергосбережения, безопасности и противодействия терроризму и т.д.

Россияне — главные партнеры ученых Беларуси во многих исследованиях. В числе перспективных — программы «Преодоление», «Аддитивность», «Ускоритель-СПР», «Союз-Биомембраны», «Комплекс-СГ», «Интелавто» и др. Так, согласно проекту концепции научно-технической программы «Комплекс-СГ» будут разработаны базовые элементы орбитальных и наземных средств в интересах создания космических аппаратов для наблюдения земной поверхности и околоземного космического пространства. Перспективными направлениями совместных программных разработок выступают новый транспорт (водородные двигатели), новые вакцины, квантовые технологии. Ученые двух стран ведут диалог по созданию новой союзной программы по вирусологии, в рамках которой велась бы работа по открытию лекарств и вакцин от коронавирусной инфекции.



— А что насчет взаимодействия в рамках ЕАЭС?

— Активизация взаимодействия в научно-технической области предусмотрена и в рамках ЕАЭС. Приняты Основные направления промышленного сотрудничества на период до 2025 года. Одно из направлений — инновации и цифровизация промышленности. В частности, предусматривается обсуждение вопросов технологического развития, подготовки обзора о тенденциях и перспективах развития технологий. Мы считаем, что в этом направлении нужно идти дальше и проводить работу на более системной основе. В перспективе, например, задуматься над тем, чтобы внести в договор о ЕАЭС отдельную статью о научно-техническом сотрудничестве. Создать систему научно-технического прогнозирования, которая охватывала бы интересы всех пяти государств-участников. Членам ЕАЭС нужен сводный прогноз научно-технического развития и формирования общих мер по обеспечению внедрения результатов научных разработок по востребованным санкционным направлениям.

— Развитию каких промышленных направлений может способствовать формирование единого научно-технологического пространства Беларуси и России?

— Без сомнения, речь о производствах V и VI технологических укладов в области космоса, искусственного интеллекта, фармацевтики, микроэлектроники, нано- и биотехнологий. Необходимо развивать те направления, где трансфер знаний между нашими странами может принести наибольшую пользу. Сюда же относится и такое направление, как создание суперкомпьютеров. Все это поможет обеспечить технологический суверенитет наших стран, что в нынешней ситуации активного санкционного давления является очень важным.


Еще активнее

— Говоря о двустороннем сотрудничестве, нельзя забывать о Форуме регионов, где обсуждается широчайший круг вопросов: от культурного обмена до производственного и научно-технологического взаимодействия. Насколько важна такая площадка?

— Такая площадка действительно очень важна. Важно, что области Беларуси имеют возможность говорить напрямую с коллегами из России. Так, в этом году только по итогам пленарного заседания на Форуме регионов было подписано шесть документов о сотрудничестве между Правительством Беларуси, местными органами власти и руководством российских субъектов. Рождается и немало совместных научно-технических проектов. В их числе — селекционная работа РУП «НПЦ НАН Беларуси по земледелию» и ФГБНУ «Верхневолжский федеральный аграрный научный центр» по яровой пшенице и тритикале. Институт механики металлополимерных систем имени В. А. Белого и Институт физики прочности и материаловедения Сибирского отделения РАН (г. Томск) занимаются фундаментальными исследованиями в области создания функциональных материалов. Получили признание совместные разработки Института биоорганической химии и Научно-исследовательского института биомедицинской химии имени В. Н. Ореховича. Реализуется дорожная карта о сотрудничестве НАН Беларуси с Курчатовским институтом на период до 2030 года.

Взаимодействие науки и промышленности должно выйти на новый виток. Так же как и кооперация с дружественными странами.
Фото Александра Кулевского

— Не могу не спросить, какие выводы сделали ученые Института экономики в рамках последнего исследования по региональному взаимодействию между Беларусью и Россией?

— В 2020—2022 годах Институтом экономики Национальной академии наук Беларуси совместно с Институтом экономики Уральского отделения РАН реализован проект по разработке инструментария промышленно-технологического взаимодействия регионов. Мы проанализировали динамику промышленного производства стран за последние годы, в том числе под влиянием пандемии. Один из важных выводов: в связи с тем, что наши предприятия не закрывались на локдаун, спад производства в Беларуси в сравнении со странами ЕАЭС был наименьшим и его восстановление произошло наиболее быстро. Таким образом, в области промышленности белорусская экономика показала наибольшую устойчивость.

Также мы исследовали тенденции взаимных инвестиций между странами. В первую очередь нас интересовало влияние интеграционного фактора на приток прямых российских инвестиций в Беларусь. С помощью методов математического моделирования мы смогли подтвердить, что формирование совместных интеграционных объединений, в частности Таможенного союза и Евразийского экономического союза, не только усилило потоки взаимных инвестиций, но и укрепило кооперационное взаимодействие между странами. Среди главных точек соприкосновения — производство транспортных средств, машин, электрооборудования, химическая промышленность.

Вместе с тем, если мы говорим о механизмах обеспечения научно-технического сотрудничества, нашим организациям нужно учиться использовать все имеющиеся источники информации о российских партнерах. К примеру, в Российской Федерации ведется реестр инновационных продуктов, технологий и услуг; на инновационной карте России есть возможность увидеть рейтинги каждого субъекта РФ; свыше 50 инновационных центров из 40 регионов России и стран СНГ объединяет Российская сеть трансфера технологий и т. д. Важным инструментом для координации действий предприятий ЕАЭС выступает карта индустриализации. Здесь представлена информация не только о реализуемых проектах, но и о тех, которые необходимы в части импортозамещения. Базы данных, которые мы перечислили, доступны, но, возможно, наши предприятия их используют не в полной мере. Убеждена: потенциал таких платформ нужно задействовать наиболее полно.

— В целом, на ваш взгляд, чего нам сегодня не хватает, чтобы получить полноценное научно-промышленное сотрудничество?

— Наверное, все еще присутствует некоторая несогласованность нормативных правовых актов государств-участников, которые регулируют эту сферу деятельности. Не решен вопрос взаимного признания патентов, оформления результатов научных исследований. Как следствие, необходима унификация в этой сфере.

Фото Алексея Бибикова

Говоря об укреплении сотрудничества между странами, нужно вести речь о разработке единой стратегии научно-технологического сотрудничества по всем направлениям, не только в рамках союзных программ. Это могут быть соглашения о сотрудничестве между ведущими научно-исследовательскими организациями, меморандумы о взаимопонимании с государственными организациями и технопарковыми структурами. Важно активизировать трансфер технологий от государственных НИИ, университетов к их потенциальным бизнес-партнерам и реальному сектору, определить меры по стимулированию этой работы. Вместе с тем нужно решить правовые вопросы использования совместных результатов исследований, полученных в рамках гос­программ. Возможно, определить единые приоритетные направления научно-промышленного сотрудничества Беларуси и России. В перспективе проводить работу по унификации системы промышленных стандартов двух стран. Все это сделает совместную работу более конструктивной, позволит достигать значимых научных результатов и успешно внедрять их в производство.


arteaga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter